Правильная натяжка цепи на велосипеде влияет на эффективность и безопасность езды. Знание, как удалить лишние звенья и натянуть цепь, поможет избежать проблем с передачами и продлит срок службы компонентов. В этой статье представлены пошаговые инструкции и советы для самостоятельного выполнения этой задачи и поддержания велосипеда в отличном состоянии.
Причины появления проблемы и меры профилактики
Велосипед — простой механизм, но ключевая деталь, цепь, требует особого внимания. Основные причины ее неисправности:
- Провисание. Удлинение до 0,5 % от исходных значений считается незначительным. При удлинении около 2 % цепь нужно заменить, так как система звездочек изношена.
- Соскальзывание со звездочек. Это может быть вызвано износом системы или неправильной настройкой переключателя скоростей.
- Загрязнение. Грязь и песок действуют на звенья и зубья передачи как абразив, что ускоряет износ.
- Разрыв.
Исправная цепь не должна издавать скрип или другие посторонние звуки. Важно определить причину неисправности и принять меры: чистка или замена в зависимости от ситуации.
Эксперты рекомендуют перед удалением лишних звеньев на цепи велосипеда тщательно оценить ее состояние и длину. Для начала необходимо определить, сколько звеньев нужно убрать, чтобы цепь не была слишком натянутой или, наоборот, слишком свободной. Используя специальный инструмент, например, цепной разъемник, следует аккуратно удалить лишние звенья, избегая повреждения остальных. После этого важно правильно натянуть цепь, чтобы она не провисала и не была чрезмерно натянутой. Оптимальное натяжение достигается с помощью регулировки заднего переключателя или оси заднего колеса. Эксперты подчеркивают, что правильный уход за цепью не только продлевает срок ее службы, но и улучшает общую производительность велосипеда.
Устранение дефекта
Особенности коррекции длины или замены механизма зависят от типа байка. Если раньше не было проблем, как натянуть цепь на обычный велосипед без скоростей, то сегодня это сделать сложнее. Сначала придется изучить инструкцию.
Инструмент | Действие | Советы и предосторожности |
---|---|---|
Цепной инструмент | Удаление звеньев цепи | Перед удалением звеньев, отметьте необходимое количество звеньев для удаления. Работайте аккуратно, чтобы не повредить инструмент или цепь. |
Набор шестигранных ключей | Настройка натяжения заднего переключателя | Проверьте правильность регулировки натяжения троса переключателя после установки цепи. Не перетягивайте трос, чтобы избежать поломки. |
Отвертка | Регулировка натяжения заднего переключателя (в некоторых случаях) | Используйте правильный тип отвертки для регулировки винтов. Постепенно регулируйте натяжение, проверяя работу переключателя. |
Рулетка или линейка | Измерение длины цепи | Измерьте длину цепи до и после удаления звеньев, чтобы убедиться в правильности выполненной работы. |
Зажим для цепи (необязательно) | Удержание цепи во время работы | Удерживает цепь на месте, предотвращая ее соскальзывание и повреждение. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о том, как правильно удалить лишние звенья на цепи велосипеда и натянуть ее:
-
Правильный инструмент: Для удаления звеньев цепи используется специальный инструмент — цепной резак. Он позволяет аккуратно выталкивать штифты из звеньев, что минимизирует риск повреждения цепи. Некоторые велосипедисты предпочитают использовать многофункциональные инструменты, которые включают в себя цепной резак, что делает процесс более удобным в поездках.
-
Оптимальная длина цепи: При удалении звеньев важно учитывать, что цепь должна быть достаточно длинной для правильной работы трансмиссии. Слишком короткая цепь может привести к повреждению компонентов, таких как задний переключатель или кассета. Обычно рекомендуется оставлять 1-2 звена, чтобы обеспечить достаточный запас для натяжения.
-
Метод натяжения цепи: Для натяжения цепи на велосипеде с фиксированной передачей или односкоростном велосипеде часто используется метод «двух пальцев». Это означает, что между цепью и задним переключателем должно оставаться расстояние, равное ширине двух пальцев. Это помогает избежать слишком сильного натяжения, что может привести к быстрому износу цепи и других компонентов.
Эти факты помогут вам не только правильно удалить лишние звенья, но и обеспечить долговечность и надежность работы вашей велосипедной цепи.
На обычном велосипеде
На простом велосипеде без переключения передач цепь не должна провисать более чем на 5 мм. Чтобы избежать проблем во время поездки, периодически подтягивайте цепь. Для этого выполните следующие шаги:
- Переверните велосипед на сиденье и руль;
- Ослабьте крепления заднего колеса;
- Сдвиньте колесо по дропаутам для оптимального натяжения цепи.
При настройке могут возникнуть сложности, поэтому следуйте рекомендациям:
- Закрепляйте заднее колесо только при параллельности его оси и вала каретки;
- Не переусердствуйте с натяжением цепи, чтобы избежать увеличения усилия при вращении педалей и быстрого износа механизма.
Если не удалось правильно отрегулировать длину цепи, можно укоротить её. Удаление звеньев рекомендуется, когда дальнейшая регулировка колеса невозможна, а цепь продолжает сильно провисать.
На велосипеде с переключением скоростей
Натяжение цепи в таких велосипедах осуществляется благодаря пружине переключателя. Но ее жесткости бывает недостаточно, если длина подобрана неправильно. Слишком длинная – бьется о раму, затрудняя работу механизма, а короткая – сильно натягивается, что ускоряет износ механизма. Однако, не все пользователи знают, как отрегулировать длину цепи на велосипеде в таком случае. Алгоритм действий включает такие шаги:
- расположить цепь на наименьшей задней звезде и наибольшей передней;
- оси роликов выставить по вертикальной линии;
- определить длину;
- зафиксировать задний маятник в положении, когда расстояние между задней трещоткой и передней кассетой достигнет максимума;
- убрать лишние звенья.
Бывает, что цепь на скоростном велосипеде провисает не из-за растяжения, а по причине ослабления пружины. Как правило, ремонтировать деталь не имеет смысла. Придется ставить новый задний блок переключателя скоростей.
Натяжитель цепи
Оптимальное натяжение цепи зависит от состояния трансмиссионного механизма. Его можно отрегулировать вручную, но удобнее использовать специализированное устройство. Натяжитель цепи автоматически контролирует натяжение, освобождая владельцев мотоциклов от лишних забот.
Разновидности
Устройство устанавливается на велосипедах с открытой трансмиссий вместе с задним блоком переключения скоростей. При необходимости может крепиться на другие типы двухколесных машин. В основном это требуется для экстремальной езды. Чаще применяют следующие варианты:
- ISCG – крепят болтами с шагом 47,77 мм к раме в трех местах;
- ISCG 05 – наиболее популярный вариант, поскольку монтаж не требует особенных усилий, удаление креплений друг от друга – 55,92 мм;
- BB – устанавливают на каретку, прижимающую натяжитель к раме.
Приспособление состоит из одного либо пары роликов, рычага, пружины. Принцип работы – планомерная оттяжка механизма в нужном направлении. Достигается четкое фиксирование положения цепи, устраняется возможность ее слетания с ведущей звезды в результате сильного удлинения.
Натяжитель устанавливают параллельно системе задних звезд: поверх без перекосов. Иначе согнется держатель переключения. Если это случилось, для выравнивания нужно потянуть приспособление вместе с переключателем.
Как сделать своими руками
Если ваш велосипед не имеет натяжителя, его можно купить или сделать самостоятельно. Один из простых методов — использовать велосипедную спицу. Согните спицу в спираль и установите в трансмиссию для натяжения цепи. Более сложный вариант — изготовление натяжителя из алюминиевой пластины толщиной 8–11 мм. Для работы понадобятся:
- ножовка;
- дрель с набором сверл;
- напильник;
- тиски;
- молоток;
- наждачная бумага разной зернистости;
- метчик и держатели.
Этапы работы:
- Обведите на заготовке (петухе) старую деталь и просверлите центральное отверстие.
- Ножовкой и напильником придайте заготовке нужную форму и размеры.
- Создайте перепад высоты в месте крепления детали к раме (от 4 до 8 мм).
- Высверлите отверстие до необходимого диаметра.
- Нарежьте резьбу под углом 90° к осям.
Заключительный этап — шлифовка и полировка детали. Устраните все заусенцы и неровные края. После этого можно приступать к монтажу.
Как установить
Перед установкой натяжителя нужно снять цепь с задних звезд, а после его монтажа – сбросить и с передней. Далее – надеть ее в такой последовательности:
- задняя большая звездочка;
- ролик натяжителя;
- ролик наружный;
- самая большая звезда спереди.
Чтобы цепь окончательно заняла правильное положение, необходимо несколько раз активно прокрутить колесо. Далее следует регулировка натяжителя под свои требования. Обычно изменяют угол его положения относительно рамы. Самым подходящим считается – непосредственно у критического угла, где образуется самое сильное натяжение.
Удаление лишних звеньев
Если цепь слишком длинная, укоротите её, удалив звенья. В стандартных велосипедах цепи разборные, в спортивных – неразборные. Для последнего потребуется выжимка. Процесс укорочения цепи включает следующие шаги:
- Определите количество звеньев для удаления.
- Зафиксируйте цепь с помощью выжимки и медленно прокручивайте вороток, следя за неподвижностью инструмента в пине. Прокручивание сначала будет затруднительным, затем упростится, а в конце снова может усложниться. Снимите цепь, оставив пин с внешней стороны.
- Отмерьте нужное количество звеньев с той стороны, где нет пина, и удалите их.
- Соедините цепь, вдавив пин в противоположную сторону.
- Проверьте движение пина – он должен двигаться плавно, а соединение быть легким.
Научиться натягивать цепь на велосипеде несложно, и не обязательно обращаться в мастерскую. Этот навык придаст уверенности и обеспечит безопасность во время поездок.
Видео
Советы по уходу за цепью велосипеда
Уход за цепью велосипеда — это важный аспект, который напрямую влияет на производительность и долговечность вашего транспортного средства. Правильное обслуживание цепи включает в себя регулярную чистку, смазку и, при необходимости, удаление лишних звеньев и натяжение цепи. Вот несколько советов, которые помогут вам поддерживать цепь в идеальном состоянии.
1. Регулярная проверка состояния цепи: Периодически осматривайте цепь на наличие износа, ржавчины или повреждений. Используйте специальный инструмент для измерения износа цепи, чтобы определить, когда ее необходимо заменить.
2. Чистка цепи: Для поддержания цепи в хорошем состоянии важно регулярно очищать ее от грязи и смазки. Используйте щетку и специальное средство для чистки цепей, чтобы удалить загрязнения. После чистки обязательно промойте цепь водой и дайте ей высохнуть.
3. Смазка цепи: После чистки обязательно нанесите смазку на цепь. Используйте качественное масло, предназначенное для велосипедных цепей. Наносите смазку равномерно, чтобы избежать избыточного накопления, которое может привлечь грязь.
4. Проверка натяжения цепи: Правильное натяжение цепи — это ключ к ее долговечности. Слишком слабая цепь может слететь с зубьев, а слишком натянутая — привести к быстрому износу. Для проверки натяжения потяните цепь вниз в середине между передней и задней звездочками. Оптимальный зазор составляет около 1-2 см.
5. Удаление лишних звеньев: Если цепь слишком длинная, ее можно укоротить, удалив лишние звенья. Для этого вам понадобятся специальные инструменты: цепной инструмент и, возможно, плоскогубцы. Сначала определите, сколько звеньев нужно удалить, затем аккуратно выдавите штифт из звена с помощью цепного инструмента. Убедитесь, что вы не повредили соседние звенья.
6. Сборка цепи: После удаления лишних звеньев соедините оставшиеся звенья, вставив штифт обратно. Убедитесь, что он надежно зафиксирован, и проверьте, что цепь свободно вращается.
7. Регулярный уход: Не забывайте, что уход за цепью — это не разовая процедура. Регулярно проверяйте, чистите и смазывайте цепь, чтобы она служила вам долго и надежно.
Следуя этим советам, вы сможете значительно продлить срок службы цепи вашего велосипеда и обеспечить его надежную работу в любых условиях.
Вопрос-ответ
Как правильно натянуть велосипедную цепь?
Норма – это 1-1,5 см. Если расстояние выше, цепь следует подтянуть. Если меньше – наоборот, ослабить.
Можно ли снять звенья с цепи?
Снять заклепку звена можно разными способами. Простой вариант — срезать напильником. Другой — срубить молотом или зубилом.
Можно ли укоротить велосипедную цепь на одно звено?
Так как всегда есть шанс ошибиться, укорачивать цепь все же не рекомендуется. Выжимка для цепи. Установив цепь в направляющие, не забывайте поджать ее сзади упором. Выдавливать пин целиком не следует, чтобы не было проблем при установке цепи в другой раз: хорошо, когда он остается в задней щечке цепи.
Что делать, если велосипедная цепь растянулась?
Если растяжение составляет менее 0,75%, цепь можно попробовать подтянуть, а если от 0,75% до 1%, ее нужно менять. При удлинении цепи более чем на 1% замены требует не только она, но также кассета. Владельцам обычных городских велосипедов для того чтобы натянуть цепь, достаточно будет нескольких обычных ключей.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты: цепной инструмент для удаления звеньев, ключи для натяжения и, возможно, смазка для цепи. Это поможет избежать лишних перерывов в процессе и сделает работу более эффективной.
СОВЕТ №2
При удалении звеньев цепи всегда следите за тем, чтобы не повредить другие компоненты велосипеда. Работайте аккуратно и используйте защитные перчатки, чтобы избежать травм и повреждений.
СОВЕТ №3
После удаления лишних звеньев обязательно проверьте натяжение цепи. Она должна быть натянута так, чтобы не провисать, но и не быть слишком тугой. Правильное натяжение обеспечит плавный ход и продлит срок службы компонентов трансмиссии.
СОВЕТ №4
Не забывайте периодически смазывать цепь после выполнения работы. Это поможет предотвратить коррозию и износ, а также улучшит работу трансмиссии. Используйте специальную смазку для цепей, чтобы обеспечить наилучший результат.