Парапланеризм — захватывающий спорт, который дарит свободу полета и великолепные пейзажи с высоты. В этой статье рассмотрим оборудование и экипировку для безопасного и комфортного полета, а также развенчаем мифы, связанные с этим увлечением. Правильный выбор снаряжения и его использование помогут новичкам и опытным парапланеристам избежать ошибок и сделать полеты более приятными и безопасными.
Парапланеризм как вид спорта
Эксперты в области парапланеризма подчеркивают, что правильное оборудование и экипировка играют ключевую роль в безопасности и комфорте пилота. Многие новички заблуждаются, полагая, что для успешного полета достаточно лишь самого параплана. На самом деле, важны также такие элементы, как подвесная система, запасной парашют и шлем. Некоторые мифы утверждают, что парапланеризм — это исключительно экстремальный вид спорта, доступный только смельчакам. Однако, по мнению специалистов, с правильной подготовкой и качественным оборудованием, этот вид активного отдыха может быть доступен практически каждому. Важно помнить, что выбор экипировки должен основываться на индивидуальных потребностях и уровне подготовки, а не на модных тенденциях.
И активного отдыха, в котором используется параплан — легкий летательный аппарат без двигателя. Он изготавливается по схеме «мягкое крыло» — из материала, не пропускающего воздух, в виде пары оболочек, соединенных нервюрами. В нервюрах имеются отверстия для циркуляции воздуха и его распределения по всему крылу. В передней части оболочки образована щель — воздухозаборник, через который происходит наполнение параплана. Снизу к крылу присоединены стропы, удерживающие подвесную систему с пассажиром.
Такую схему сконструировал Стив Снайдер в 1964 году. Так называемый парашют-крыло применялся спортсменами-лыжниками во Франции при спуске с горных вершин. Лишь спустя 10 лет параплан приобрел привычную нам конструкцию, претерпев множество модернизаций, которые касались как формы крыла, так и системы строп с подвеской.
В 1973 году британец Вальтер Ноймарк основал ассоциацию клубов парасцендирования, переименованную затем в ассоциацию дельта- и парапланеризма. А в 1985 году было выпущено первое «Руководство по парапланеризму», и в нем впервые полеты на мягком крыле получили название «парапланеризм». Первый неофициальный Чемпионат мира состоялся в 1987 году в Швейцарии, а первый официальный – в 1989 году в Австрии.
С тех пор состязания проводятся регулярно. Устанавливаются рекорды по скорости, длительности парения, дальности полета. Особое место занимает «акро» — воздушная акробатика, подразумевающая выполнение различных трюков. Правда, состязания по акробатике в нашей стране не проводятся.
Оборудование/Экипировка | Правда | Вымысел |
---|---|---|
Параплан | Современные парапланы изготавливаются из высокотехнологичных материалов, обеспечивающих высокую прочность и легкость. | Парапланы хрупкие и легко рвутся при малейшем повреждении. |
Рюкзак для параплана | Специально разработанные рюкзаки обеспечивают удобную переноску параплана и снаряжения. | Любой рюкзак подойдет для переноски параплана. |
Запасной парашют | Является обязательным элементом безопасности, спасает жизнь в критических ситуациях. | Запасной парашют – лишний вес и не нужен опытным пилотам. |
Шлем | Защищает голову пилота от травм при падении или столкновении. | Шлем неудобен и мешает пилотированию. |
Комбинезон | Специальный комбинезон защищает от ветра, холода и обеспечивает комфорт во время полета. | Любая удобная одежда подойдет для полетов на параплане. |
Радиостанция | Обеспечивает связь с другими пилотами и наземной службой, повышает безопасность полетов. | Радиостанция – лишний вес и не нужна при одиночных полетах. |
Высотомер/GPS | Позволяют контролировать высоту и местоположение, обеспечивают безопасность полетов. | Опытный пилот может обойтись без приборов. |
Обувь | Специальная обувь с хорошим сцеплением, защищающая от повреждений. | Любая удобная обувь подойдет для полетов. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о парапланеризме, его оборудовании и экипировке:
-
Легкость и компактность: Парапланы, используемые в парапланеризме, могут весить всего около 4-6 кг, что делает их очень портативными. Это позволяет пилотам легко переносить их в рюкзаке и запускаться с различных мест, включая горные склоны и пляжи. В отличие от более громоздких летательных аппаратов, параплан легко собирается и разбирается.
-
Технологии безопасности: Современные парапланы оснащены множеством систем безопасности, включая резервные парашюты и устройства для автоматического раскрытия. Многие модели также имеют специальные системы, которые помогают пилоту управлять парапланом в случае сильного турбулентного потока, что значительно снижает риск аварий.
-
Миф о «легкости» полета: Хотя парапланеризм может показаться легким и доступным видом спорта, на самом деле он требует значительных навыков и знаний. Пилоты должны уметь оценивать погодные условия, управлять парапланом в различных ситуациях и знать основы аэродинамики. Это опровергает миф о том, что любой может просто взять параплан и полететь без предварительной подготовки.
Правда и вымысел о парапланеризме
«Для взлета параплана подойдут те же места, что и для дельтаплана». Не факт. Есть места, которые парапланеристы обходят стороной — восходящие потоки здесь настолько сильные, что могут поднять высоко вверх даже не расправленное крыло, а ветер и турбулентность делают аппарат неуправляемым. Это создает огромный риск для жизни и здоровья пилота.
Оборудование и экипировка
Снаряжение парапланериста включает в себя:
- Шлем.
- Куртку и брюки (или комбинезон) из прочного материала.
- Обувь с надежной подошвой.
- Перчатки.
Шлем
На сегодняшний день существует множество моделей защитных шлемов, предназначенных для дельта- и парапланеризма. Они отличаются легкостью и комфортом благодаря аэродинамической форме. Обычно такие шлемы покупают профессиональные спортсмены, участвующие в соревнованиях. Для обучения и полетов для удовольствия можно использовать шлемы, предназначенные для парашютизма или даже мотоциклов. Главное условие — чтобы передняя часть шлема не мешала смотреть вверх.
Новички иногда пренебрегают шлемом, считая, что в нем слишком жарко, и что в спокойную погоду ничего не случится. Возможно, в тихую погоду и обойдется без происшествий. Однако отсутствие шлема в критический момент может привести к серьезным последствиям. Поэтому опытные пилоты всегда надевают шлем.
Кроме того, в холодное время года шлем защищает голову не только от травм, но и от ветра.
Одежда
Для полетов рекомендуется носить куртку и брюки или комбинезон из плотной, непродуваемой ткани. Эти элементы одежды защищают пилота при падении или неудачном приземлении. Летать с открытыми руками и ногами не рекомендуется. В жаркую погоду можно ненадолго снять верхнюю одежду, но перед полетом придется снова одеться, чтобы избежать травм при приземлении или зацепления за ветки.
В процессе обучения можно использовать армейские или туристические хлопчатобумажные костюмы. Они легкие, прочные, недорогие и хорошо пропускают воздух, но не продуваются. Также подойдут джинсовые костюмы. Главное, чтобы они не были слишком обтягивающими и не ограничивали движения.
Можно заказать пошив специального комбинезона, что позволит выбрать цвет, фасон и расположение карманов по своему усмотрению.
Синтетическую одежду лучше не надевать, так как она не позволяет телу дышать. При подъеме в гору будет жарко, а при остановке и в полете — холодно, что может привести к простудам.
Обувь
Основное требование к обуви — прочная подошва, которая защитит ноги при падениях и посадках. Отличным вариантом будут армейские ботинки, которые надежно фиксируют голеностоп и защищают от снега зимой и от колючек, песка и мелких камней летом.
Кроссовки для парапланеризма не подходят, а кеды вообще запрещены. Тонкая и мягкая подошва кед не обеспечивает необходимой защиты, и они могут скользить по мокрой траве. Это может привести к травмам при старте и посадке.
Перчатки
Перчатки не являются обязательным элементом, но с ними гораздо удобнее. Они защищают руки от холода на высоте и обеспечивают защиту при приземлении на растительность. В перчатках стропы не так сильно врезаются в пальцы.
Оптимальным вариантом считаются тонкие перчатки из натуральной кожи. Они защищают кисти, но не мешают чувствовать стропы управления.
Параплан
Параплан — это основное оборудование для парапланеризма. Существует множество моделей, которые различаются по типу подвески и области применения.
По типу подвески аппараты делятся на:
- Учебные. Пилот находится в сидячем положении.
- Универсальные. Подвеска регулируется в широких пределах.
- Спортивные. Обеспечивают лежачее положение пилота и имеют обтекатели.
- Облегченные. Содержат только необходимые элементы.
- Трансформеры. Представляют собой подвеску-рюкзак, предназначенную для упаковки и транспортировки параплана.
- Тандемные. Имеют две подвески — основную для пилота и дополнительную для пассажира.
- Для моторизированных аппаратов. Оснащены системой крепления двигателя.
- Акро. Используются для выполнения трюков и обладают высокой прочностью.
По назначению парапланы бывают:
- Учебные. Как следует из названия, предназначены для обучения новичков.
- Для маршрутных полетов.
- Акро — для выполнения фигур высшего пилотажа.
- Тандемные — для совместных полетов, обычно с квалифицированным тренером и новичком.
- Моторизованные (парамоторы, паралеты).
Парапланеризм — это не только экстремальный вид спорта, но и возможность приятно провести время среди единомышленников и насладиться незабываемыми пейзажами. Однако безопасность полетов обеспечивается лишь при тщательном изучении теории, тренировках на земле и освоении техники пилотирования под руководством опытного инструктора. Прежде всего, стоит убедиться, что полеты — это ваше, попробовав совершить один из них в тандеме с профессионалом.
Вопрос-ответ
Как называется снаряжение для парапланеризма?
Крыло или купол параплана обычно представляет собой то, что в инженерии называется аэродинамическим профилем. Такие крылья состоят из двух слоёв ткани, соединённых с внутренним поддерживающим материалом таким образом, что образуют ряд ячеек.
Сколько парапланеристов погибло?
Уровень смертности при прыжках с парапланом в данном исследовании составил 7/100 000. Фашинг и др. [3] из Германии сообщили о показателе смертности при прыжках с парапланом 45/100 000. Крюгер-Франке и др. [5] сообщили о трёх смертельных случаях в 218 несчастных случаях при прыжках с парапланом.
Советы
СОВЕТ №1
Перед покупкой параплана обязательно проконсультируйтесь с опытными пилотами или инструкторами. Они помогут вам выбрать подходящее оборудование в зависимости от вашего уровня подготовки и целей. Не спешите с выбором, так как неправильное оборудование может привести к неприятным последствиям.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на качество и безопасность экипировки. Приобретайте парапланы и аксессуары только у проверенных производителей, которые предоставляют сертификаты качества. Это поможет избежать покупки подделок и снизит риск аварийных ситуаций.
СОВЕТ №3
Не забывайте о регулярной проверке и обслуживании вашего оборудования. Параплан и другие элементы экипировки требуют внимательного ухода, чтобы гарантировать их надежность и безопасность. Проводите осмотр перед каждым полетом и следуйте рекомендациям производителя по обслуживанию.
СОВЕТ №4
Изучите теорию и практику парапланеризма, прежде чем отправляться в воздух. Знание основных принципов аэродинамики, метеорологии и техники пилотирования поможет вам лучше понимать поведение параплана и принимать правильные решения в полете.