Владение скоростным велосипедом включает не только удовольствие от поездок, но и умение решать проблемы, например, с задним колесом. В этой статье представим инструкцию по разборке и сборке заднего колеса, что поможет быстро заменить камеру или выполнить ремонт. Эти навыки сэкономят время и деньги, а также повысят уверенность в обслуживании велосипеда, особенно когда сервис недоступен.
Основные составляющие детали
Заднее колесо скоростного велосипеда состоит из следующих компонентов:
- втулка;
- кассета с ведомыми звездами;
- спицы;
- обод;
- шина с камерой.
Следует учитывать:
- Втулки заднего колеса различаются по размеру, форме и типу подшипников.
- Кассеты могут иметь разные конструкции и содержать от трех до одиннадцати звезд.
- Втулка, соединенная со спицами, фиксируется с ободом. На скоростных велосипедах обычно используется 28, 32 или 36 спиц с различным переплетением.
- Обода горных велосипедов чаще имеют коробчатую форму, в отличие от шоссейных, которые используют однотрубные шины. Для снижения веса применяются алюминиевые сплавы.
На горных и городских многоскоростных велосипедах устанавливаются шины с камерами, размеры и рисунок протектора которых могут варьироваться.
Разборка и сборка заднего колеса скоростного велосипеда — задача, требующая внимательности и определенных навыков. Эксперты рекомендуют начинать с подготовки инструмента: ключа для оси, отвертки и, при необходимости, смазки. Важно сначала освободить тормоза, чтобы избежать повреждений. Затем следует аккуратно открутить гайки или ось, после чего колесо можно снять. При сборке необходимо убедиться, что все детали чистые и смазанные, а также правильно установить колесо на место, следя за выравниванием. Специалисты подчеркивают, что важно не забывать проверять натяжение спиц и состояние покрышки, чтобы обеспечить безопасность и комфорт во время езды.
Необходимые инструменты
Демонтировать заднее колесо может потребоваться в следующих случаях:
- есть повреждения обода;
- разорвана шина или спущена камера;
- полный износ колеса.
Для разборки и последующей сборки заднего колеса велосипеда своими руками кроме традиционных рожковых ключей понадобятся еще и специальные инструменты:
- съемник под тот тип кассеты, которая установлена на велосипеде (к примеру, механизм кассет модели «Стелс» и шоссейных транспортных средств ХВЗ имеет совершенно разную конструкцию, соответственно, нужны подходящие виды съемников);
- хлыст — устройство фиксации кассеты, состоящее из рычага с закрепленными на нем кусками велосипедной цепи;
- спицевой ключ (желательно, чтобы он имел не менее трех размеров шлица, что позволит захватывать даже старые спицы со сбитым квадратом головок);
- специальные ложечки для бортировки шины.
Продвинутые велолюбители могут воспользоваться специальной стойкой для ремонта, чтобы работать в естественной позе.
Этап | Действие | Важные замечания |
---|---|---|
1. Подготовка | Перевернуть велосипед, закрепить его в устойчивом положении. | Убедитесь, что велосипед надежно зафиксирован, чтобы предотвратить его падение. |
2. Быстросъемный механизм (если есть) | Открыть быстросъемный рычаг и снять колесо. | Убедитесь, что рычаг полностью открыт перед снятием колеса. |
3. Ось | Открутить гайки оси колеса (с обеих сторон). | Запомните порядок и силу затяжки гаек. Используйте подходящий инструмент. |
4. Снятие колеса | Снять колесо с дропаутов. | Будьте осторожны, чтобы не поцарапать раму или колесо. |
5. Тормозная система | Отсоединить тормозные колодки (если необходимо). | Обратите внимание на положение колодок для последующей установки. |
6. Установка колеса (обратный порядок) | Установить колесо на дропауты. | Убедитесь, что колесо установлено ровно и без перекосов. |
7. Тормозная система | Присоединить тормозные колодки. | Проверьте правильность работы тормозов. |
8. Ось | Затянуть гайки оси колеса. | Затяните гайки с необходимым усилием, избегая перетяжки. |
9. Быстросъемный механизм (если есть) | Закрыть быстросъемный рычаг. | Убедитесь, что рычаг надежно зафиксирован. |
10. Проверка | Проверить вращение колеса и работу тормозов. | Убедитесь, что колесо вращается свободно и тормоза работают эффективно. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о разборке и сборке заднего колеса скоростного велосипеда:
-
Система свободного хода: Заднее колесо скоростного велосипеда обычно оснащено системой свободного хода, которая позволяет педалям вращаться в одном направлении, в то время как колесо может продолжать движение. Это означает, что при разборке колеса важно правильно установить кассету или втулку, чтобы обеспечить правильную работу этой системы.
-
Регулировка натяжения спиц: При сборке заднего колеса важно обратить внимание на натяжение спиц. Неправильное натяжение может привести к деформации обода и ухудшению управляемости велосипеда. Использование специального инструмента для проверки натяжения спиц поможет обеспечить долговечность и надежность колеса.
-
Технология «Quick Release»: Многие современные велосипеды оснащены системой быстрого снятия (Quick Release), которая позволяет легко и быстро снимать и устанавливать заднее колесо без использования инструментов. Однако важно помнить, что правильная установка и надежное закрепление механизма являются ключевыми для безопасности во время езды.
Инструкция по демонтажу
Для ремонта колеса его нужно снять с велосипеда. Установите велосипед на руль и седло, убрав все навесные элементы. Существует два метода крепления колеса к раме:
- эксцентриковый механизм с полой осью;
- крепление с помощью гаек или барашков.
При эксцентриковом механизме достаточно повернуть рычаг на 180 градусов и открутить гайку с противоположной стороны оси. Ось заднего колеса не должна выступать за толщину вилки, что учитывают опытные велосипедисты. При креплении с гайками ось втулки заднего колеса всегда длиннее расстояния между перьями вилки на 15–20 мм, что обеспечивает вынос оси за внешнюю сторону вилки не менее 5-6 мм с каждой стороны. Эти параметры важны при сборке втулки заднего колеса. После снятия или ослабления крепежа сбросьте цепь с ведущей звезды, затем можно приступать к снятию колеса. Если велосипед оборудован ободными тормозами, потребуется ослабить тормозной тросик.
Ремонтные работы
До того как начать разбирать и собирать заднее колесо скоростного велосипеда, необходимо найти удобное место, запастись перчатками, чтобы не испачкать руки. Если соответствующего опыта нет, следует строго соблюдать последовательность действий, учитывать все тонкости. Отличное подспорье в этом вопросе — обучающие видео.
Снятие втулки
Ремонт и обслуживание втулки заднего колеса начинается с удаления кассеты с ведомыми звездочками с помощью специального инструмента — хлыста и съемника. Кассета устанавливается на колесо с правой резьбой, что обеспечивает надежное соединение и вращение по часовой стрелке. Для снятия кассеты откручивайте ее в обратном направлении. Это откроет доступ к оси и подшипникам.
Втулки для шоссейных, дорожных и горных велосипедов имеют свои особенности. Центральная часть заднего колеса обычно оборудована подшипниками трех типов:
- промышленные подшипники (чаще с пыльниками);
- подшипники конус-чашка с шарами на сепараторе;
- подшипники конус-чашка с насыпными шарами.
При разборке аккуратно разложите все извлекаемые элементы втулки, чтобы при сборке каждая деталь заняла свое место.
Разборка втулки заднего колеса начинается с левой стороны. Последовательность действий:
- Зафиксируйте конус с правой стороны одним ключом, а контргайку с левой — другим, и открутите ее.
- Удалите шайбу между контргайкой и конусом. Конус должен легко откручиваться с оси.
- После снятия конуса аккуратно извлеките сепаратор или высыпьте шары (в зависимости от типа подшипника). Иногда для извлечения шаров нужно немного сместить ось влево.
- Поместите шары в керосин или другой растворитель на нефтяной основе.
- Затем аккуратно извлеките шары с правой стороны. Правый конус и контргайку лучше не откручивать без необходимости, чтобы сохранить положение оси.
- Тщательно осмотрите рабочую поверхность очищенных конусов. Неровности указывают на необходимость замены.
- Если на поверхности чашек есть повреждения, вся втулка подлежит замене. Если все в порядке, переходите к сборке.
При сборке колеса обильно смазать поверхность чашек втулки консистентной смазкой. Выдавите шары с правой стороны втулки или установите сепаратор с подшипниками и вставьте ось. Если для извлечения шаров с левой стороны ось смещалась вправо, вставляйте ее не до упора, чтобы можно было установить шары.
После установки шаров или сепаратора вставьте ось до конца и закрутите левый конус так, чтобы он уперся в шары. Установите шайбу и закрутите левую контргайку с небольшим усилием. Необходимо раскрутить конус с обеих сторон с усилием для обеспечения свободного вращения оси. Если вращение недостаточно легкое или присутствует люфт, потребуется повторная регулировка прижима конуса левой стороны оси.
Если колесо вращается свободно и нет люфта, обслуживание или замена подшипника выполнены успешно.
Если при осмотре чашек обнаружены повреждения, втулки подлежат замене. Этот процесс сложен, и перед снятием втулки стоит ознакомиться с инструкцией, так как для замены нужно расспицевать колесо.
Рисунок спицевания перед разборкой следует зарисовать или сфотографировать.
Открутите все головки спиц и снимите их с втулки. Вероятность ошибки снизится, если, снимая детали, сразу вставлять их в соответствующее гнездо новой втулки. После установки всех спиц подтяните их, чтобы придать колесу форму зонта, а затем выровняйте обод. Сначала устраняйте вертикальные биения колеса, затем переходите к горизонтальным. Ослабляя спицы с одной стороны, одновременно подтягивайте на такое же количество оборотов спицы с другой стороны.
Замена камеры
Чтобы извлечь камеру из шины, необходимо полностью выпустить из нее воздух. Нужно поддеть последнюю ложечками для разбортировки, вставив их на расстоянии порядка 15 см одна от другой. После этого необходимо начать понемногу разводить ложечки, пока вся сторона шины не снимется с обода. Остается вынуть ниппель и извлечь камеру.
Установка новой камеры осуществляется в обратном порядке:
- Нужно вставить ниппель в обод и по окружности заправить всю камеру в шину, избегая скручиваний и образования складок.
- Перед бортировкой шины на обод можно немного подкачать камеру, чтобы она приняла свою форму и заняла свое место в шине.
- Поддев шину, необходимо заправить ее ложечками в обод сначала в области ниппеля и далее по окружности.
Убедившись, что шина заняла свое место на ободе, можно накачать камеру до рабочего давления. После этого остается заняться установкой заднего колеса велосипеда, и ремонт можно считать законченным.
Установка заднего колеса
Чтобы вернуть заднее колесо на место, установите его в вилку и накиньте цепь на одну из звездочек. Следующий шаг — отцентровать колесо между верхними и нижними перьями задней вилки и направить его в центр каретки педальной оси. Удерживая колесо, зафиксируйте его в вилке с помощью гаек или эксцентрика. Восстановите натяжение тормозного тросика и установите цепь на ведущую звездочку. После установки проведите тест-драйв, чтобы проверить правильность всех действий и поведение велосипеда.
Регулярное обслуживание и диагностика заднего колеса скоростного велосипеда необходимы для поддержания работоспособности и продления срока службы. Новичкам это может показаться сложным, но всегда можно обратиться к инструкциям и рекомендациям специалистов. Самостоятельный ремонт поможет сэкономить средства.
Видео
Советы по обслуживанию и уходу за колесом
Обслуживание и уход за задним колесом скоростного велосипеда являются важными аспектами, которые помогут продлить срок службы компонентов и обеспечить безопасность во время поездок. Вот несколько советов, которые помогут вам поддерживать ваше колесо в идеальном состоянии.
Регулярная проверка состояния колеса
Первым шагом в уходе за задним колесом является регулярная проверка его состояния. Обратите внимание на следующие моменты:
- Спицы: Проверьте, нет ли поврежденных или ослабленных спиц. Если спица сломана, ее необходимо заменить, а если она ослаблена, следует подтянуть ее с помощью специального ключа для спиц.
- Обод: Осмотрите обод на наличие трещин, вмятин или других повреждений. Если вы заметили какие-либо дефекты, возможно, потребуется заменить обод.
- Шина: Проверьте шину на наличие порезов, трещин и износа. Убедитесь, что давление в шинах соответствует рекомендациям производителя.
Чистка колеса
Чистка заднего колеса также играет важную роль в его обслуживании. Пыль, грязь и остатки смазки могут негативно сказаться на работе компонентов. Для чистки выполните следующие шаги:
- Снимите колесо с велосипеда.
- Используйте мягкую щетку или тряпку, чтобы удалить грязь с обода и спиц.
- Для более тщательной чистки можно использовать мыльный раствор и губку. Обязательно промойте колесо чистой водой и дайте ему высохнуть.
Смазка подшипников и других движущихся частей
Смазка подшипников и других движущихся частей заднего колеса поможет избежать износа и обеспечить плавное вращение. Для этого:
- Снимите колесо и откройте ось, если это необходимо.
- Очистите подшипники от старой смазки и грязи.
- Нанесите новую смазку, используя специальное масло или смазку для подшипников.
Проверка тормозной системы
Не забывайте о тормозной системе, так как она также влияет на безопасность. Проверьте состояние тормозных колодок и дисков:
- Убедитесь, что тормозные колодки не изношены и находятся на правильном расстоянии от обода или диска.
- Если колодки изношены, замените их на новые.
- Проверьте, чтобы тормоза работали плавно и эффективно.
Хранение колеса
Правильное хранение заднего колеса также важно для его долговечности. Если вы не используете велосипед длительное время, следуйте этим рекомендациям:
- Храните колесо в сухом и прохладном месте, защищенном от прямых солнечных лучей.
- Если возможно, храните колесо в вертикальном положении, чтобы избежать деформации.
- Регулярно проверяйте состояние колеса даже во время хранения.
Следуя этим советам, вы сможете поддерживать заднее колесо своего скоростного велосипеда в отличном состоянии, что обеспечит вам безопасность и комфорт во время поездок.
Вопрос-ответ
Из чего состоит задняя втулка скоростного велосипеда?
Устройство втулки заднего колеса скоростного велосипеда предусматривает наличие набора ведомых звезд, через которые колесу передается крутящий момент. Существует два типа набора задних звезд – кассета и трещотка.
Как снять колесо с велосипеда с эксцентриком?
Если колеса закреплены на эксцентрик, то задача упрощается: нет нужды даже в инструментах. Просто оттяните рычаг эксцентрика к себе, после чего, поддерживая ось с другой стороны, совершите пару оборотов им налево – до того момента, пока колесо не высвободится.
Советы
СОВЕТ №1
Перед тем как начать разборку заднего колеса, убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты под рукой. Обычно вам понадобятся ключи для оси колеса, отвертка и, возможно, специальные инструменты для снятия кассеты. Это поможет избежать лишних перерывов в процессе работы.
СОВЕТ №2
Запоминайте порядок разборки деталей или делайте фотографии на каждом этапе. Это значительно упростит процесс сборки колеса обратно, особенно если вы не уверены в своих навыках. Сохранение последовательности поможет избежать ошибок и недочетов.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на состояние подшипников и втулок во время разборки. Если вы заметили износ или повреждения, лучше заменить их сразу, чтобы избежать проблем в будущем. Регулярная проверка этих элементов продлит срок службы вашего велосипеда.
СОВЕТ №4
При сборке колеса не забывайте про правильную натяжку спиц. Неправильное натяжение может привести к деформации колеса и ухудшению его характеристик. Используйте специальный инструмент для проверки натяжения спиц, если он у вас есть, или обращайтесь к профессионалам для настройки.