Веломарафон, или бревет, — это испытание для любителей велоспорта, сочетающее endurance-гонки и приключенческий туризм. Заезды на дистанции от 200 до 1200 км требуют от участников физической подготовки, стратегического мышления и умения планировать силы в различных природных и климатических условиях. В статье рассмотрим виды веломарафонов, особенности их проведения и основные соревнования, чтобы помочь новичкам и опытным велогонщикам лучше понять этот увлекательный вид спорта.
Историческая справка
Веломарафон, или бревет, представляет собой уникальное событие в мире велоспорта, привлекающее как любителей, так и профессионалов. Эксперты отмечают, что основное отличие бреветов от традиционных велогонок заключается в их формате: участники должны преодолеть определённую дистанцию за установленное время, что требует не только физической подготовки, но и стратегического мышления. Существует несколько видов бреветов, включая 200, 300, 400 и 600 километров, каждый из которых имеет свои особенности и сложности.
Специалисты подчеркивают, что веломарафоны часто проходят по живописным маршрутам, что делает их не только испытанием на выносливость, но и возможностью насладиться природой. Важным аспектом является также необходимость соблюдения правил безопасности и умение планировать остановки для отдыха и питания. Участие в бреветах способствует развитию командного духа и обмену опытом между велолюбителями, что делает эти соревнования особенно привлекательными для многих.
Заезды на большие расстояния стали проводиться в конце 19 в. в Италии, однако каких-либо унифицированных правил тогда не существовало. Самым первым стал веломарафон Рим-Неаполь, состоявшийся в 1897 г. при участии 12 итальянских спортсменов. Протяженность дистанции составила 230 км.
Официальным становлением новое направление обязано французскому движению «Audax», что в переводе означает «дерзкий, отчаянный». Последователи этого направления создали свою организацию — «Audax Club Parisien» («Парижский клуб отчаянных»), а первые правила проведения веломарафонов составил журналист Анри Дегранж. Клуб отчаянных долгие годы занимался организацией и проведением соревнований на длинные дистанции, а с 1931 г. под его эгидой проходит главный марафон «Париж-Брест-Париж», длина дистанции которого составляет 1200 км. Это наиболее массовое и одновременно престижное мероприятие, в настоящее время в нем принимают участие 25 государств и порядка 4 тыс. велосипедистов.
СССР не имел никакого отношения к мировому веломарафонскому движению, но длительные заезды внутри страны проводились: Москва-Ленинград (700 км), Москва-Ярославль (270 км) и др. На международную арену советские велосипедисты вышли в 1995 г., приняв участие в марафоне «Париж-Брест-Париж».
Сегодня спортсмены-марафонцы по всему миру объединяются в клубы, именуемые рандоннерскими (в переводе с французского «randonnee» означает «длинная прогулка, рейд»). Однако название «веломарафон» употребляется только в нашей стране. По всему миру подобные заезды именуют бревет.
В России координацией работы клубов занимается специальная организация — общество «Российские рандоннеры». В его состав включены 7 региональных клубов. Общество занимается составлением графиков заездов и маршрутов.
Тип Веломарафона (Бревет) | Расстояние (км) | Особенности |
---|---|---|
Brevet 200 | 200 | Вводный уровень, проверка готовности к более длинным дистанциям. |
Brevet 300 | 300 | Требует хорошей физической подготовки и планирования. |
Brevet 400 | 400 | Значительная физическая и ментальная нагрузка, необходимость ночного этапа. |
Brevet 600 | 600 | Очень сложный маршрут, требующий высокой выносливости и опыта. Часто включает несколько ночных этапов. |
Brevet 1000 | 1000 | Экстремальное испытание, требующее тщательной подготовки, опыта и специального снаряжения. |
Веломарафон (не Randonneur) | Вариативно | Может быть любой дистанции, часто с элементами соревнований (зачёт времени, рейтинги). Может включать специальные этапы (например, горные подъемы). |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о веломарафонах и бреветах:
-
Исторические корни: Бреветы имеют свои корни в начале 20 века во Франции, когда велогонщики начали организовывать длинные дистанции, чтобы проверить свою выносливость. Первые бреветы проходили на расстояния 200 км и более, и с тех пор формат соревнований значительно расширился.
-
Разнообразие дистанций: Бреветы проводятся на различных дистанциях, включая 200, 300, 400 и 600 км, а также более длинные маршруты. Участники должны пройти дистанцию в установленный срок, который варьируется в зависимости от длины маршрута. Например, на 200 км отводится 13,5 часов, а на 600 км — 40 часов.
-
Контроль времени и обязательные контрольные пункты: В отличие от обычных велогонок, бреветы не имеют фиксированного маршрута, но участники должны пройти через определенные контрольные пункты. Это создает уникальную атмосферу, где велогонщики могут выбирать свой собственный путь, но при этом должны соблюдать временные ограничения и фиксировать свои достижения на контрольных точках.
Веломарафон и его разновидности
Заезды на длинные дистанции делятся на несколько категорий:
- Дистанция.
- Время, отведенное на ее преодоление.
- Тип местности, по которой проходит маршрут.
Стандартные расстояния для бреветов составляют 200, 300, 400, 600, 1000 и 1200 км. Также существуют ультрамарафонские дистанции — 1400 и 2200 км. Спортсмен, который успешно преодолевает 200 км, получает звание «рандоннер». Если он участвует в нескольких заездах от 200 до 600 км в течение сезона, его называют суперрандоннером и награждают специальной медалью.
Веломарафон может проходить в формате суточного заезда, известного как «Стрела». Это командные соревнования, где участники сами выбирают маршрут и его длину, а главная задача — уложиться в сутки. Все команды финишируют в одном месте.
Временные ограничения устанавливаются не всегда, а только для длинных дистанций, чтобы избежать затягивания соревнований. В лимит также входит время, необходимое для питания и отдыха.
Для официальных дистанций действуют следующие временные рамки:
- 200 км – 13,5 ч.
- 300 км – 20 ч.
- 400 км – 27 ч.
- 600 км – 40 ч.
- 1000 км – 75 ч.
- 1200 км – 90 ч.
- 1400 км – 116 ч.
- 2200 км – 220 ч.
Что касается местности, бреветы могут проходить как по шоссе, так и по пересеченной местности. Заезды на сложных маршрутах называются кросс-кантри, и их особенность заключается в том, что спортсмены движутся по замкнутой трассе, преодолевая определенное количество кругов. Заезды по шоссе, как правило, более продолжительные.
Правила веломарафона достаточно просты: участникам необходимо уложиться в установленное время, а темп движения они могут выбирать самостоятельно. Также важно отмечаться на контрольных пунктах. Для этого каждому участнику выдается специальная карточка, которую нужно передать организаторам после финиша. Размеченный маршрут — еще одно важное условие заезда, который помогает велосипедистам не сбиться с пути. Маршрут указывается на карте, предоставляемой каждому участнику, где также отмечены места для отдыха, питания, пополнения запасов воды и получения медицинской помощи.
Каждый участник может решать, двигаться ли ему самостоятельно или в группе. Однако команда поддержки не допускается. Все рандоннеры сами несут с собой все необходимое для пути: еду, воду, запасную одежду, инвентарь и прочее.
Дороги общего пользования, по которым проходит маршрут, не закрываются во время соревнований. Это означает, что каждый велосипедист обязан соблюдать правила дорожного движения. В случае нарушения, приведшего к аварии, ответственность ложится на него.
Веломарафон не предъявляет строгих требований к велосипеду. Это могут быть шоссейные, горные, фэтбайки и другие модели. Однако чаще всего спортсмены выбирают шоссейные велосипеды.
Основные требования к велосипеду:
- Ширина не более 1 м.
- Наличие переднего и заднего освещения.
- Обмотка на руле.
- Ширина покрышек 28-32 мм.
- Хорошо накаченные камеры.
- Контактные педали.
- Наличие фляжки для воды и специального крепления для нее.
По желанию можно установить багажник, особенно на длинных дистанциях, так как рюкзак может перегрузить спину. Рекомендуется использовать индивидуально подобранное и уже проверенное сиденье, не стоит отправляться в бревет на новом велосипеде.
Тем, кто впервые решает участвовать в бревете, рекомендуется предварительно потренироваться и проехать на велосипеде как минимум 2000 км. Для первых соревнований лучше выбрать минимальную дистанцию — 200 км, что позволит наработать опыт прохождения именно такого расстояния.
Важно научиться равномерно распределять силы и поддерживать комфортный пульс. Для новичков здоровье должно быть в приоритете, а не время прохождения дистанции.
Следует соблюдать простые правила личной безопасности:
- Не стоит ехать «на пределе», важно вовремя останавливаться для отдыха. Время на восстановление включено в лимит, об этом не стоит забывать.
- Регулярно восполнять жидкость в организме. Пить воду нужно до появления жажды и всегда иметь запас.
- Не пренебрегать специальной одеждой и защитной экипировкой. Веломарафон — это серьезная нагрузка на организм, особенно на суставы, а форма помогает предотвратить травмы.
- Обязательно взять с собой насос, запасную камеру, клей и инструменты для мелкого ремонта велосипеда.
Для новичков, у которых еще нет достаточного опыта, подойдут развлекательные бреветы. Это неспешные заезды на велосипедах в группе с воздушными шарами, плакатами и т.д. В таких мероприятиях могут участвовать даже дети, так как дистанция не превышает 2-3 км, а организаторы внимательно следят за состоянием участников, не позволяя им переутомляться.
Вопрос-ответ
Что такое бревет в велоспорте?
Википедия определяет бревет как организованный велозаезд на длинную дистанцию с лимитом времени. Длина дистанции в данном случае начинается с 200 км и заканчивается расстоянием в 1200 км.
Что значит бревет?
“Бревет” с французского переводится как “удостоверение”, “диплом”, “квалификация”. Почему гонка получила именно такое название — вы поймете немного позже. Участников заезда могут называть бреветчики, но правильный вариант — рандоннеры (от французского randonnée = долгая прогулка).
Советы
СОВЕТ №1
Перед участием в веломарафоне обязательно проведите тщательную подготовку. Это включает в себя как физическую подготовку, так и техническую проверку велосипеда. Убедитесь, что ваш велосипед находится в хорошем состоянии, проверьте тормоза, шины и трансмиссию. Регулярные тренировки помогут вам адаптироваться к длительным дистанциям и улучшить выносливость.
СОВЕТ №2
Изучите маршрут веломарафона заранее. Знайте, какие участки дороги могут быть сложными, где расположены контрольные точки и места для отдыха. Это поможет вам лучше планировать свои силы и время, а также избежать неприятных сюрпризов во время соревнования.
СОВЕТ №3
Не забывайте о правильном питании и гидратации во время веломарафона. Убедитесь, что у вас есть достаточное количество воды и энергетических закусок, чтобы поддерживать уровень энергии на протяжении всей дистанции. Пейте воду регулярно, даже если не чувствуете жажды, чтобы избежать обезвоживания.
СОВЕТ №4
Общайтесь с другими участниками и делитесь опытом. Веломарафоны – это не только соревнования, но и отличная возможность для общения с единомышленниками. Вы можете узнать полезные советы, обменяться впечатлениями и даже найти новых друзей, которые разделяют вашу страсть к велоспорту.