Россия, Вологда, улица Ярославская
Телефон:
+7 (817) 271-73- Показать номер
Пн-пт: 07:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Супермото. Соревнования и правила. Техника и особенности

Супермото — динамичный вид мотоспорта, сочетающий элементы мотокросса и шоссейных гонок. Его история началась в 1979 году, когда гонщики начали экспериментировать с трассами, что привело к созданию уникального формата соревнований. В статье рассмотрим правила, особенности и технические аспекты супермото, которые делают этот спорт привлекательным для гонщиков и зрителей. Информация будет полезна как новичкам, так и опытным гонщикам, стремящимся улучшить свои навыки.

История развития супермото

Шоу, ставшее отправной точкой для новой мотоциклетной дисциплины, было создано американским телеканалом «Wide World of Sports». В рамках программы определяли самого быстрого гонщика в различных категориях: кросс, эндуро, шоссейные гонки, триал и другие. Каждый участник имел право использовать только один мотоцикл, который он выбирал в начале шоу. Передача привлекла внимание свыше 20 миллионов зрителей. Заранее было сложно определить, какой мотоцикл окажется наиболее подходящим для выполнения всех заданных испытаний. В результате среди всех моделей явное преимущество продемонстрировал классический кроссовый мотоцикл с широкими колесами и надежными тормозами. Он легко развивал скорость до 160 км/ч на прямых участках, без труда преодолевал трамплины и сохранял ускорение на грунтовых дорогах.

Шоу транслировалось до 1985 года, после чего было закрыто. В США интерес к новому виду мотогонок стал угасать, однако во Франции появилось множество поклонников этой развивающейся дисциплины. Именно французы ввели термин «supermotard», что переводится как «супер-мотоциклист», который стал названием для нового вида спорта.

Супермото быстро завоевало популярность во Франции благодаря хорошо развитой дорожной инфраструктуре. Из Франции этот вид спорта начал распространяться по всей Европе. В то время мотоциклы, специально предназначенные для таких гонок, еще не производились, поэтому спортсменам приходилось самостоятельно модернизировать имеющиеся модели. В качестве основы для усовершенствования использовались кроссовые или эндуро мотоциклы с наиболее мощными двигателями. Чтобы обеспечивать длительные поездки по разнообразным дорожным покрытиям с высоким ускорением, двигатели должны были обладать большим ресурсом, поэтому модернизация в первую очередь была направлена на увеличение срока их эксплуатации.

Супермото, как уникальное сочетание мотокросса и шоссейных гонок, привлекает внимание как зрителей, так и гонщиков. Эксперты отмечают, что соревнования по супермото требуют от участников не только высокой физической подготовки, но и отличного мастерства в управлении мотоциклом. Правила соревнований строго регламентируют использование специализированной техники, которая сочетает в себе элементы как внедорожных, так и дорожных мотоциклов.

Особенности трасс, включающих как асфальтированные участки, так и грунтовые, создают дополнительные вызовы для гонщиков. По мнению специалистов, ключевым аспектом успешного выступления является умение адаптироваться к изменяющимся условиям и быстро принимать решения. Важно также учитывать, что безопасность участников остается приоритетом, и соблюдение правил является залогом успешного проведения соревнований.

Основы супермото. Техника управления и настройки мотоцикла.Основы супермото. Техника управления и настройки мотоцикла.

В 1991 г. был организованы первые соревнования по новой дисциплине — «Золотой Руль». Они были весьма успешны, благодаря чему стали ежегодными. Для их проведения использовалась трасса «Carole» близ столицы Франции. С 1993 г. состязания снова стали транслироваться по ТВ, причем на федеральном уровне. За состязаниями следили не только французы, но и жители соседних государств, например, Италии и Испании. Это способствовало распространению спорта по Европе.

Вскоре спорт пришел и в Соединенные Штаты. В 2003 г. здесь были проведены официальные соревнования. Сегодня гонщики из Америки занимают сильные позиции. Так, в 2007 г. гонщик из Штатов Джеф Вард одержал победу на европейском чемпионате «Золотой руль».

При этом европейский и американский супермото имеют определенные отличия. Так, в Европе трассы имеют по большей части асфальтовое покрытие (70%), а грунтовое составляет меньшую часть (30%). В Америке участки трассы с грунтовым покрытием могут составлять 50% общей протяженности дистанции.

Аспект Детали соревнований Особенности техники и правил
Классы мотоциклов SM1 (большие объемы), SM2 (средние объемы), SM Junior (юниоры) и другие, в зависимости от организатора. Мотоциклы специально подготовлены: легкие, мощные двигатели, длинноходные подвески, широкие шины с агрессивным протектором (смесь асфальта и грунта).
Трасса Смешанное покрытие: асфальт и грунт (песок, гравий), комбинация быстрых и медленных участков, прыжки, повороты различной сложности. Требуется высокая маневренность и стабильность на разных покрытиях. Важна способность мотоцикла эффективно тормозить и ускоряться на разных поверхностях.
Правила Запрет на контактную борьбу, штрафы за нарушения траектории, неспортивное поведение, технические неисправности. Обязательное наличие защитной экипировки. Модификации мотоциклов ограничены регламентом. Запрещены некоторые типы модификаций, влияющие на безопасность или дающие несправедливое преимущество.
Очки Система начисления очков за занятые места в заездах. Общий зачет по итогам сезона. Настройка мотоцикла под конкретную трассу и стиль пилота играет ключевую роль. Важно умение правильно выбирать траекторию и управлять мотоциклом в экстремальных условиях.
Защита Обязательная защитная экипировка: шлем, защита груди, спины, локтей, коленей. Надежность мотоцикла и его способность выдерживать высокие нагрузки критичны. Регулярное техническое обслуживание и ремонт необходимы.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о супермото, его соревнованиях и особенностях:

  1. Комбинация дисциплин: Супермото сочетает в себе элементы мотокросса и шоссейных гонок. Трассы для супермото обычно состоят из асфальтированных участков и грунтовых секций, что требует от гонщиков высокой универсальности и мастерства в управлении мотоциклом на разных покрытиях.

  2. Специфика мотоциклов: Мотоциклы для супермото обычно имеют более низкий центр тяжести и более жесткую подвеску по сравнению с обычными мотоциклами. Это позволяет им лучше справляться с поворотами и прыжками на трассе. Часто используются 4-тактные двигатели объемом от 250 до 450 куб. см, что обеспечивает отличное сочетание мощности и управляемости.

  3. Правила и безопасность: В соревнованиях по супермото особое внимание уделяется безопасности гонщиков. Обязательными являются защитные элементы, такие как шлемы, защитные куртки, перчатки и ботинки. Кроме того, на трассах устанавливаются специальные барьеры и защитные конструкции, чтобы минимизировать риск травм при падениях и столкновениях.

Как стать участником чемпионата СупермотоКак стать участником чемпионата Супермото

Современный супермото и его правила

Supermoto 2

В настоящее время используется 2 основных термина:

  • «Супермото» — вид спорта и непосредственно состязания.
  • «Супермотард» — конкретный тип мотоциклетной техники.

Трасса для гонок имеет как заасфальтированные участки, подобно трассам для шоссейно-кольцевых гонок, так и участки с грунтовым покрытием подобно трассам для мотокросса. Заезды проводятся на специализированных мотоциклах. Их целью является демонстрация возможностей мотоцикла на трассе с разнообразным дорожным покрытием. Дистанция для состязаний включает в себя участки, покрытые как асфальтом, так и грунтом, в соотношении 70%:30%. Протяженность маршрута варьирует в пределах 0,5 — 2 км.

Соревнования проходят, как правило, в 4 этапа:
  • Официальная тренировка в течение 15 мин.
  • Квалификация (3 круга).
  • 2 финальных заезда.

К финальным заездам допускаются только те участники, которые прошли тренировку и квалификацию (не более 32 человек). Продолжительность финальной гонки — 15 мин. плюс 2 круга. На старте гонщики располагаются по 4 человека по диагонали.

Дистанция считается преодоленной, если участник выполнил 75% ее общей протяженности и финишировал не позднее, чем в течение 5 мин. после лидера. Сигнал об окончании гонки подается клетчатым флагом. С этого момента все участники снижают скорость и, не совершая обгона, приводят мотоциклы к линии финиша.

В личном зачете победа присуждается гонщику, набравшему максимальную сумму баллов за все заезды. Если образовалась ничья, победитель выявляется по наибольшему количеству очков во 2-м финальном заезде.

В командном зачете победителем становится команда с большим количеством очков, начисленным двум ее членам с наилучшими результатами. При наличии ничьей первенство достается сборной, чей участник имеет лучший личный результат.

Победителей супермото организаторы соревнований награждают призами и памятными подарками, в том числе медалями и дипломами.

Штрафные санкции
К участникам соревнований могут применяться следующие виды взысканий:
  • Фальстарт — пенализация (добавление штрафного времени) — 15 сек.
  • Невыполнение распоряжений организаторов и должностных лиц состязаний, неспортивное поведение — дисквалификация с обнулением результатов.
  • Опасная езда — снятие с состязаний. Повлекшая за собой падение противника с мотоцикла — лишение лицензии и временный запрет на участие в дальнейших соревнованиях.
  • Отсутствие на открытии состязаний и прочих официальных мероприятиях — денежный штраф в размере 3 тыс. руб.
  • Нарушение ПДД при движении по дороге общего назначения — пенализация 30 сек. либо отстранение от второго финального заезда.
  • Курение на территории закрытого парка участников – дисквалификация.
  • Отказ от размещения на мотоцикле рекламы организатора — штраф 1 тыс. руб.
  • Любое повторное взыскание на одном и том же этапе — отстранение от гонки.
Техника

Базой для используемой техники стали кроссовые мотоциклы. Главное отличие — меньший диаметр колес и использование шоссейных покрышек. Такой байк требует от спортсмена технических навыков управления кроссовым мотоциклом с поправками на большее сцепление с асфальтом и более серьезную тормозную систему.

Гонщику необходимо реагировать движениями корпуса на смещения байка при быстром наборе скорости и резком торможении, выступая в противовес им. Руль при этом становится главным инструментом контроля угла наклона мотоцикла.

Первые мотарды были сконструированы в Штатах в 1979 г. Они представляли собой объединение дорожного и кроссового мотоциклов и использовались в телешоу компании «Red Bull». Когда супермото приобрело популярность, многие стали переделывать в мотарды мотоциклы для эндуро, устанавливая на них 17-ти дюймовые колеса с покрышками из силикона.

По мере развития дисциплины и усложнения соревнований стали выделять несколько категорий техники:
  • Универсальные супермотарды, подходящие для массового использования, в том числе в городе.
  • Спортивные супермотарды, предназначенные только для соревновательных заездов.
  • Городские мотоциклы, не являющиеся мотордами, но сделанные под них.

Первоначально конкретные инженерные решения для супермото отсутствовали, и все мотарды были плодами изысканий изобретателей. Большинство из них так и не получили признания, поскольку имели большой вес и были эффективны только на асфальте, но не на грунте. Только к 1990-м гг. появилась наиболее эффективная модель байка для данного спортивного направления, которую использовали наиболее известные производители — KTM, Husaberg, Husqvarna и CCM. Японцы отказались от применения этой концепции, поскольку в принципе не принимали всерьез новое спортивное направление.

Вскоре в Европе появилось множество небольших фирм, переделывающих серийные японские мотоциклы для эндуро и кросса в супермотарды. Их оформляли пластиковыми деталями и различными наклейками и продавали от лица конкретной компании (например, «Monnier» в Швейцарии или «Dall’ara» в Италии). Многие из подобных организаций функционируют по тому же принципу и сегодня.

По мере развития дисциплины внутри нее выделилось особое питбайк-направление. Его последователи использовали для соревнований специализированные питбайки — маленькие аналоги супермотардов. Это ответвление становится все более популярным. Именно с него спортсмены начинают осваивать азы езды на одноименных мотоциклах.

Супермотарды отлично подходят для езды по городским дорогам. Они узкие и легко противостоят препятствиям в виде ям, бордюров и даже лестничных маршей. Сидеть на нем очень комфортно, а мощность весьма приличная. Многие называют их «веселыми мотоциклами», поскольку мотарды позволяют ездить на одном колесе и выполнять другие подобные фокусы.

Supermoto 3

ТОП 5 Ошибок - Которые НИКОГДА Нельзя делать на МОТОЦИКЛЕ | Мото ОбучениеТОП 5 Ошибок — Которые НИКОГДА Нельзя делать на МОТОЦИКЛЕ | Мото Обучение

Вопрос-ответ

Какие основные правила соревнований по супермото?

Основные правила соревнований по супермото включают в себя соблюдение стандартов безопасности, таких как использование защитной экипировки, а также требования к мотоциклам, включая ограничения по модификациям и техническим характеристикам. Соревнования обычно проводятся на смешанных трассах, состоящих из асфальтированных и грунтовых участков, и гонщики должны следовать установленным маршрутам и правилам обгона.

Каковы ключевые особенности техники супермото?

Ключевые особенности техники супермото включают в себя легкие и маневренные мотоциклы с высокой мощностью и хорошей подвеской, что позволяет эффективно справляться с различными типами покрытия. Мотоциклы часто имеют более короткую базу и низкий центр тяжести, что способствует улучшенной управляемости на поворотах и в условиях смешанной трассы.

Как подготовить мотоцикл к соревнованиям по супермото?

Подготовка мотоцикла к соревнованиям по супермото включает в себя проверку и настройку подвески, тормозной системы и шин, чтобы обеспечить максимальную производительность и безопасность. Также важно провести технический осмотр двигателя и трансмиссии, а также убедиться, что все элементы мотоцикла соответствуют требованиям соревнований и находятся в исправном состоянии.

Советы

СОВЕТ №1

Перед тем как участвовать в соревнованиях по супермото, обязательно ознакомьтесь с правилами и требованиями, установленными организаторами. Это поможет избежать недоразумений и обеспечит вашу безопасность на трассе.

СОВЕТ №2

Регулярно проводите технический осмотр своего мотоцикла. Убедитесь, что все компоненты, включая тормоза, шины и подвеску, находятся в хорошем состоянии. Это не только повысит вашу безопасность, но и улучшит результаты на соревнованиях.

СОВЕТ №3

Практикуйте навыки управления мотоциклом на различных типах покрытий. Супермото включает в себя как асфальтированные, так и грунтовые участки, поэтому важно уметь уверенно управлять мотоциклом в разных условиях.

СОВЕТ №4

Не забывайте о физической подготовке. Соревнования по супермото требуют высокой выносливости и силы, поэтому регулярные тренировки помогут вам лучше справляться с нагрузками и улучшить свои результаты на трассе.

Ссылка на основную публикацию
Похожее