Супермото — динамичный вид мотоспорта, сочетающий элементы мотокросса и шоссейных гонок. Его история началась в 1979 году, когда гонщики начали экспериментировать с трассами, что привело к созданию уникального формата соревнований. В статье рассмотрим правила, особенности и технические аспекты супермото, которые делают этот спорт привлекательным для гонщиков и зрителей. Информация будет полезна как новичкам, так и опытным гонщикам, стремящимся улучшить свои навыки.
История развития супермото
Шоу, ставшее отправной точкой для новой мотоциклетной дисциплины, было создано американским телеканалом «Wide World of Sports». В рамках программы определяли самого быстрого гонщика в различных категориях: кросс, эндуро, шоссейные гонки, триал и другие. Каждый участник имел право использовать только один мотоцикл, который он выбирал в начале шоу. Передача привлекла внимание свыше 20 миллионов зрителей. Заранее было сложно определить, какой мотоцикл окажется наиболее подходящим для выполнения всех заданных испытаний. В результате среди всех моделей явное преимущество продемонстрировал классический кроссовый мотоцикл с широкими колесами и надежными тормозами. Он легко развивал скорость до 160 км/ч на прямых участках, без труда преодолевал трамплины и сохранял ускорение на грунтовых дорогах.
Шоу транслировалось до 1985 года, после чего было закрыто. В США интерес к новому виду мотогонок стал угасать, однако во Франции появилось множество поклонников этой развивающейся дисциплины. Именно французы ввели термин «supermotard», что переводится как «супер-мотоциклист», который стал названием для нового вида спорта.
Супермото быстро завоевало популярность во Франции благодаря хорошо развитой дорожной инфраструктуре. Из Франции этот вид спорта начал распространяться по всей Европе. В то время мотоциклы, специально предназначенные для таких гонок, еще не производились, поэтому спортсменам приходилось самостоятельно модернизировать имеющиеся модели. В качестве основы для усовершенствования использовались кроссовые или эндуро мотоциклы с наиболее мощными двигателями. Чтобы обеспечивать длительные поездки по разнообразным дорожным покрытиям с высоким ускорением, двигатели должны были обладать большим ресурсом, поэтому модернизация в первую очередь была направлена на увеличение срока их эксплуатации.
Супермото, как уникальное сочетание мотокросса и шоссейных гонок, привлекает внимание как зрителей, так и гонщиков. Эксперты отмечают, что соревнования по супермото требуют от участников не только высокой физической подготовки, но и отличного мастерства в управлении мотоциклом. Правила соревнований строго регламентируют использование специализированной техники, которая сочетает в себе элементы как внедорожных, так и дорожных мотоциклов.
Особенности трасс, включающих как асфальтированные участки, так и грунтовые, создают дополнительные вызовы для гонщиков. По мнению специалистов, ключевым аспектом успешного выступления является умение адаптироваться к изменяющимся условиям и быстро принимать решения. Важно также учитывать, что безопасность участников остается приоритетом, и соблюдение правил является залогом успешного проведения соревнований.
В 1991 г. был организованы первые соревнования по новой дисциплине — «Золотой Руль». Они были весьма успешны, благодаря чему стали ежегодными. Для их проведения использовалась трасса «Carole» близ столицы Франции. С 1993 г. состязания снова стали транслироваться по ТВ, причем на федеральном уровне. За состязаниями следили не только французы, но и жители соседних государств, например, Италии и Испании. Это способствовало распространению спорта по Европе.
Вскоре спорт пришел и в Соединенные Штаты. В 2003 г. здесь были проведены официальные соревнования. Сегодня гонщики из Америки занимают сильные позиции. Так, в 2007 г. гонщик из Штатов Джеф Вард одержал победу на европейском чемпионате «Золотой руль».
При этом европейский и американский супермото имеют определенные отличия. Так, в Европе трассы имеют по большей части асфальтовое покрытие (70%), а грунтовое составляет меньшую часть (30%). В Америке участки трассы с грунтовым покрытием могут составлять 50% общей протяженности дистанции.
Аспект | Детали соревнований | Особенности техники и правил |
---|---|---|
Классы мотоциклов | SM1 (большие объемы), SM2 (средние объемы), SM Junior (юниоры) и другие, в зависимости от организатора. | Мотоциклы специально подготовлены: легкие, мощные двигатели, длинноходные подвески, широкие шины с агрессивным протектором (смесь асфальта и грунта). |
Трасса | Смешанное покрытие: асфальт и грунт (песок, гравий), комбинация быстрых и медленных участков, прыжки, повороты различной сложности. | Требуется высокая маневренность и стабильность на разных покрытиях. Важна способность мотоцикла эффективно тормозить и ускоряться на разных поверхностях. |
Правила | Запрет на контактную борьбу, штрафы за нарушения траектории, неспортивное поведение, технические неисправности. Обязательное наличие защитной экипировки. | Модификации мотоциклов ограничены регламентом. Запрещены некоторые типы модификаций, влияющие на безопасность или дающие несправедливое преимущество. |
Очки | Система начисления очков за занятые места в заездах. Общий зачет по итогам сезона. | Настройка мотоцикла под конкретную трассу и стиль пилота играет ключевую роль. Важно умение правильно выбирать траекторию и управлять мотоциклом в экстремальных условиях. |
Защита | Обязательная защитная экипировка: шлем, защита груди, спины, локтей, коленей. | Надежность мотоцикла и его способность выдерживать высокие нагрузки критичны. Регулярное техническое обслуживание и ремонт необходимы. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о супермото, его соревнованиях и особенностях:
-
Комбинация дисциплин: Супермото сочетает в себе элементы мотокросса и шоссейных гонок. Трассы для супермото обычно состоят из асфальтированных участков и грунтовых секций, что требует от гонщиков высокой универсальности и мастерства в управлении мотоциклом на разных покрытиях.
-
Специфика мотоциклов: Мотоциклы для супермото обычно имеют более низкий центр тяжести и более жесткую подвеску по сравнению с обычными мотоциклами. Это позволяет им лучше справляться с поворотами и прыжками на трассе. Часто используются 4-тактные двигатели объемом от 250 до 450 куб. см, что обеспечивает отличное сочетание мощности и управляемости.
-
Правила и безопасность: В соревнованиях по супермото особое внимание уделяется безопасности гонщиков. Обязательными являются защитные элементы, такие как шлемы, защитные куртки, перчатки и ботинки. Кроме того, на трассах устанавливаются специальные барьеры и защитные конструкции, чтобы минимизировать риск травм при падениях и столкновениях.
Современный супермото и его правила
В настоящее время используется 2 основных термина:
- «Супермото» — вид спорта и непосредственно состязания.
- «Супермотард» — конкретный тип мотоциклетной техники.
Трасса для гонок имеет как заасфальтированные участки, подобно трассам для шоссейно-кольцевых гонок, так и участки с грунтовым покрытием подобно трассам для мотокросса. Заезды проводятся на специализированных мотоциклах. Их целью является демонстрация возможностей мотоцикла на трассе с разнообразным дорожным покрытием. Дистанция для состязаний включает в себя участки, покрытые как асфальтом, так и грунтом, в соотношении 70%:30%. Протяженность маршрута варьирует в пределах 0,5 — 2 км.
Соревнования проходят, как правило, в 4 этапа:
- Официальная тренировка в течение 15 мин.
- Квалификация (3 круга).
- 2 финальных заезда.
К финальным заездам допускаются только те участники, которые прошли тренировку и квалификацию (не более 32 человек). Продолжительность финальной гонки — 15 мин. плюс 2 круга. На старте гонщики располагаются по 4 человека по диагонали.
Дистанция считается преодоленной, если участник выполнил 75% ее общей протяженности и финишировал не позднее, чем в течение 5 мин. после лидера. Сигнал об окончании гонки подается клетчатым флагом. С этого момента все участники снижают скорость и, не совершая обгона, приводят мотоциклы к линии финиша.
В личном зачете победа присуждается гонщику, набравшему максимальную сумму баллов за все заезды. Если образовалась ничья, победитель выявляется по наибольшему количеству очков во 2-м финальном заезде.
В командном зачете победителем становится команда с большим количеством очков, начисленным двум ее членам с наилучшими результатами. При наличии ничьей первенство достается сборной, чей участник имеет лучший личный результат.
Победителей супермото организаторы соревнований награждают призами и памятными подарками, в том числе медалями и дипломами.
Штрафные санкции
К участникам соревнований могут применяться следующие виды взысканий:
- Фальстарт — пенализация (добавление штрафного времени) — 15 сек.
- Невыполнение распоряжений организаторов и должностных лиц состязаний, неспортивное поведение — дисквалификация с обнулением результатов.
- Опасная езда — снятие с состязаний. Повлекшая за собой падение противника с мотоцикла — лишение лицензии и временный запрет на участие в дальнейших соревнованиях.
- Отсутствие на открытии состязаний и прочих официальных мероприятиях — денежный штраф в размере 3 тыс. руб.
- Нарушение ПДД при движении по дороге общего назначения — пенализация 30 сек. либо отстранение от второго финального заезда.
- Курение на территории закрытого парка участников – дисквалификация.
- Отказ от размещения на мотоцикле рекламы организатора — штраф 1 тыс. руб.
- Любое повторное взыскание на одном и том же этапе — отстранение от гонки.
Техника
Базой для используемой техники стали кроссовые мотоциклы. Главное отличие — меньший диаметр колес и использование шоссейных покрышек. Такой байк требует от спортсмена технических навыков управления кроссовым мотоциклом с поправками на большее сцепление с асфальтом и более серьезную тормозную систему.
Гонщику необходимо реагировать движениями корпуса на смещения байка при быстром наборе скорости и резком торможении, выступая в противовес им. Руль при этом становится главным инструментом контроля угла наклона мотоцикла.
Первые мотарды были сконструированы в Штатах в 1979 г. Они представляли собой объединение дорожного и кроссового мотоциклов и использовались в телешоу компании «Red Bull». Когда супермото приобрело популярность, многие стали переделывать в мотарды мотоциклы для эндуро, устанавливая на них 17-ти дюймовые колеса с покрышками из силикона.
По мере развития дисциплины и усложнения соревнований стали выделять несколько категорий техники:
- Универсальные супермотарды, подходящие для массового использования, в том числе в городе.
- Спортивные супермотарды, предназначенные только для соревновательных заездов.
- Городские мотоциклы, не являющиеся мотордами, но сделанные под них.
Первоначально конкретные инженерные решения для супермото отсутствовали, и все мотарды были плодами изысканий изобретателей. Большинство из них так и не получили признания, поскольку имели большой вес и были эффективны только на асфальте, но не на грунте. Только к 1990-м гг. появилась наиболее эффективная модель байка для данного спортивного направления, которую использовали наиболее известные производители — KTM, Husaberg, Husqvarna и CCM. Японцы отказались от применения этой концепции, поскольку в принципе не принимали всерьез новое спортивное направление.
Вскоре в Европе появилось множество небольших фирм, переделывающих серийные японские мотоциклы для эндуро и кросса в супермотарды. Их оформляли пластиковыми деталями и различными наклейками и продавали от лица конкретной компании (например, «Monnier» в Швейцарии или «Dall’ara» в Италии). Многие из подобных организаций функционируют по тому же принципу и сегодня.
По мере развития дисциплины внутри нее выделилось особое питбайк-направление. Его последователи использовали для соревнований специализированные питбайки — маленькие аналоги супермотардов. Это ответвление становится все более популярным. Именно с него спортсмены начинают осваивать азы езды на одноименных мотоциклах.
Супермотарды отлично подходят для езды по городским дорогам. Они узкие и легко противостоят препятствиям в виде ям, бордюров и даже лестничных маршей. Сидеть на нем очень комфортно, а мощность весьма приличная. Многие называют их «веселыми мотоциклами», поскольку мотарды позволяют ездить на одном колесе и выполнять другие подобные фокусы.
Вопрос-ответ
Какие основные правила соревнований по супермото?
Основные правила соревнований по супермото включают в себя соблюдение стандартов безопасности, таких как использование защитной экипировки, а также требования к мотоциклам, включая ограничения по модификациям и техническим характеристикам. Соревнования обычно проводятся на смешанных трассах, состоящих из асфальтированных и грунтовых участков, и гонщики должны следовать установленным маршрутам и правилам обгона.
Каковы ключевые особенности техники супермото?
Ключевые особенности техники супермото включают в себя легкие и маневренные мотоциклы с высокой мощностью и хорошей подвеской, что позволяет эффективно справляться с различными типами покрытия. Мотоциклы часто имеют более короткую базу и низкий центр тяжести, что способствует улучшенной управляемости на поворотах и в условиях смешанной трассы.
Как подготовить мотоцикл к соревнованиям по супермото?
Подготовка мотоцикла к соревнованиям по супермото включает в себя проверку и настройку подвески, тормозной системы и шин, чтобы обеспечить максимальную производительность и безопасность. Также важно провести технический осмотр двигателя и трансмиссии, а также убедиться, что все элементы мотоцикла соответствуют требованиям соревнований и находятся в исправном состоянии.
Советы
СОВЕТ №1
Перед тем как участвовать в соревнованиях по супермото, обязательно ознакомьтесь с правилами и требованиями, установленными организаторами. Это поможет избежать недоразумений и обеспечит вашу безопасность на трассе.
СОВЕТ №2
Регулярно проводите технический осмотр своего мотоцикла. Убедитесь, что все компоненты, включая тормоза, шины и подвеску, находятся в хорошем состоянии. Это не только повысит вашу безопасность, но и улучшит результаты на соревнованиях.
СОВЕТ №3
Практикуйте навыки управления мотоциклом на различных типах покрытий. Супермото включает в себя как асфальтированные, так и грунтовые участки, поэтому важно уметь уверенно управлять мотоциклом в разных условиях.
СОВЕТ №4
Не забывайте о физической подготовке. Соревнования по супермото требуют высокой выносливости и силы, поэтому регулярные тренировки помогут вам лучше справляться с нагрузками и улучшить свои результаты на трассе.