Академическая гребля — это не только спорт, но и искусство, требующее знания особенностей оборудования. Лодка для академической гребли с уникальными характеристиками играет ключевую роль в достижении результатов. В статье рассмотрим виды лодок, их устройство и основные техники гребли, что поможет новичкам и опытным гребцам выбрать подходящее судно и эффективно использовать его на воде.
Конструкция гоночных лодок
Международные нормы академической гребли не устанавливают строгих требований к размерам или конструктивным особенностям лодок. Тем не менее, связь между скоростью судна и его весом, а также другими характеристиками привела к некоторой стандартизации.
Изначально стремление увеличить скорость лодки заключалось в уменьшении площади ее контакта с водой за счет укорочения корпуса. Однако эти попытки не принесли желаемых результатов. Успех пришел с противоположным подходом — удлинением корпуса при его сужении и углублении. Однако такие лодки требуют от гребцов высокого уровня подготовки.
На сегодняшний день гоночные лодки имеют форму, напоминающую чашу. Их нос и корма закрыты герметичной декой. Нос лодки заострен, и на него устанавливается шар из упругого материала диаметром не менее 40 мм — это обязательное требование для обеспечения безопасности.
С течением времени и с развитием технологий изменились и материалы, используемые для производства лодок. Ранее для этого использовались красное дерево и кедр. Однако с начала 20 века, когда была изобретена водостойкая клейковина, лодки начали изготавливать из клееной фанеры. Обшивка судна гладкая и доступна в различных цветах, а внутренние поверхности отделываются древесиной.
Эксперты в области академической гребли подчеркивают важность выбора правильной лодки для достижения высоких результатов. Существует несколько основных видов лодок: одиночки, двойки, четверки и восьмерки, каждая из которых предназначена для определенного числа гребцов и условий. Одиночки обеспечивают максимальную маневренность, в то время как восьмерки подходят для командной работы и соревнований на больших дистанциях.
Устройство лодки включает в себя корпус, который должен быть легким и жестким, а также систему сидений и весла, которые обеспечивают комфорт и эффективность гребли. Правильная техника гребли, согласно мнениям специалистов, заключается в синхронизации движений, использовании силы ног и корпуса, а также в правильном угле входа весла в воду. Это позволяет не только увеличить скорость, но и снизить нагрузку на гребца, что особенно важно при длительных тренировках и соревнованиях.
Гоночная лодка для академической гребли представляет собой объект продолжающихся исследований. Ее стараются усовершенствовать за счет улучшения аэродинамики, новых высокотехнологичных материалов, расчета прочности с помощью компьютеров и других способов.
Тип лодки | Устройство и характеристики | Техника гребли |
---|---|---|
Одиночка (Single Scull) | Одна пара весел, управляемых одной рукой, сиденье скользящее. Легкая, узкая. | Длинный, плавный гребок, акцент на фазе «дожим». Сила передается через ноги, корпус, руки. |
Двойка (Double Scull) | Две пары весел, по одной паре на каждого гребца, сиденья скользящие. | Синхронная работа гребцов, координация движений. |
Парная двойка (Double) | Две пары весел, по одной паре на каждого гребца, сиденья скользящие. | Синхронная работа гребцов, координация движений. |
Четверка парная (Quadruple Scull) | Четыре пары весел, по одной паре на каждого гребца, сиденья скользящие. | Высокая степень синхронизации и координации движений всех гребцов. |
Четверка с рулевым (Coxed Four) | Четыре пары весел, по одной паре на каждого гребца, сиденья скользящие, рулевой на корме. | Высокая степень синхронизации и координации движений всех гребцов, рулевой управляет направлением. |
Восьмерка с рулевым (Coxed Eight) | Восемь пар весел, по одной паре на каждого гребца, сиденья скользящие, рулевой на корме. | Максимальная степень синхронизации и координации движений всех гребцов, рулевой управляет направлением и командует. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о лодках для академической гребли и их устройстве:
-
Разнообразие типов лодок: В академической гребле используются различные типы лодок, включая одиночные (скуловые), двойные, четверки и восьмерки. Каждая из них имеет свои особенности конструкции и назначения. Например, восьмерки (8+) — это самые быстрые и вместительные лодки, которые могут вмещать восемь гребцов и рулевого, что делает их популярными на соревнованиях.
-
Устройство лодки: Лодки для академической гребли обычно имеют длинный и узкий корпус, что позволяет им достигать высокой скорости. Они оснащены специальными сиденьями на роликах, которые позволяют гребцам свободно перемещаться вперед и назад, а также имеют систему руль и весла, которые могут быть как фиксированными, так и подвижными.
-
Техника гребли: Гребля в академическом стиле требует синхронности и координации между гребцами. Каждый гребец использует весло, чтобы толкать лодку вперед, выполняя движения в определенной последовательности: захват, вход в воду, тяга и выход. Правильная техника позволяет минимизировать сопротивление воды и максимально эффективно использовать силу гребцов.
Эти факты подчеркивают как технические аспекты, так и спортивную составляющую академической гребли.
Конструкция учебных лодок
В отличие от гоночных моделей, характеристики учебных лодок строго определены. Их размеры зависят от условий эксплуатации и целей использования.
Учебные лодки делятся на:
- Гички шириной 78 см, которые предназначены для обучения технике гребли, водного туризма и соревнований среди начинающих. Они оснащены сплошным привальным брусом и парными уключинами, что позволяет использовать как парную, так и распашную технику.
- Морские шлюпки, предназначенные для плавания в открытых водах. Они имеют большую ширину и отличаются конструкцией, а также посадкой экипажа, которая смещена от средней линии. Вертлюги устанавливаются на привальных брусах.
Ранее для изготовления этих плавсредств использовалась древесина, однако в настоящее время предпочтение отдается прочному стеклопластику. Несмотря на то, что его плотность выше, чем у дерева, непотопляемость судна достигается за счет установки специальных устройств, повышающих плавучесть.
Как устроена лодка для академической гребли
В конструкцию лодки входят следующие ключевые элементы:
- Кронштейн (крыло) — предназначен для крепления весел и их упора. Изготавливается из алюминия или высокопрочного пластика.
- Вертлюг — уключина для весла, устанавливаемая на внешней стороне борта.
- Отвод — алюминиевая деталь, обеспечивающая жесткость конструкции.
- Специальная обувь для фиксации стопы в упоре.
- Подножка — система упора ног спортсменов с регулируемым механизмом. Изготавливается из карбона или водонепроницаемой фанеры.
- Банка — подвижное сиденье для гребца, сделанное из дерева и обработанное водостойким лаком. Она оснащена кареткой на колесиках для регулировки положения.
- Полозки — алюминиевые желоба для передвижения банки.
- Инспекционный люк — устройство для слива воды из лодки.
- Накладка против скольжения — площадка, на которую становится спортсмен при посадке, выполненная из абразивного материала.
- Фальшборт — элемент корпуса, предотвращающий заплескивание воды, высота которого может достигать 30 см.
- Козырек — деталь, защищающая спортсмена от брызг и всплесков.
- Дека.
- Держатель флюгарки — табличка с идентификационным номером судна на соревнованиях.
- Резиновый шарик, установленный на нос для защиты от повреждений при возможных столкновениях.
Гребной отсек
Включает в себя банку, полозки, отсек для ног, подножку и выносную уключину. Полозки гоночного судна имеют ширину 23 см и длину 72 см, а учебного – 28 см и 65 см. Полозки имеют подъем на 15 мм к носу. Специальный мостик облегчает посадку в гребной отсек.
Подножка
Необходима для упора ногами во время движения. Ее длина регулируется и обычно имеет 7 положений. Лодка для академической гребли включает в себя специальную обувь (кроссовки), прикрепленные к подножке. Спортсмен самостоятельно регулирует угол и силу отталкивания в зависимости от своего телосложения. В гоночных лодках угол наклона составляет 38-40 градусов, а в учебных – 42-45. Средняя длина подножки — 65 см.
Выносная уключина
Выносная уключина представляет собой стальной кронштейн в форме трубки. Вокруг стержня вращается вертлюг, чаще всего выполненный из пластика. Это устройство позволяет изменять расстояние от середины стержня до середины лодки и устанавливать необходимую длину рычага. В гоночных лодках это расстояние составляет 780-830 мм, в учебных — строго 800 мм.
Конструкция распашного судна предполагает размещение уключин поочередно с обеих сторон, что помогает удерживать траекторию движения, особенно в четырех- и восьмиместных лодках.
Весло
Распашные и парные весла имеют схожую конструкцию, отличаясь лишь длиной, площадью лопасти и весом:
- Распашное весло: длина — 385 см для мужчин и 360 см для женщин, площадь – 1060 см² для мужчин, 900 см² для женщин, вес — 4,1 — 4,3 кг.
- Парное весло: длина – 300 см для мужчин и 295 см для женщин, площадь — 710 см² для всех, вес — 2 — 2,2 кг.
Для детей в возрасте 8-12 лет существуют весла с уменьшенными лопастями.
Весло для гребли должно быть легким и прочным, поэтому для его изготовления выбираются ценные породы древесины, такие как сосна, ясень и канадская пихта. В ручке имеется полость, а само весло склеивается из нескольких планок с желобками, предотвращающими попадание воды.
Часть весла, находящаяся в вертлюге, подвержена повышенному износу, поэтому она защищена специальной манжетой из синтетического материала. Ход весла и фиксацию длины внутреннего рычага обеспечивает передвижной каблук.
Лопасти изготавливаются из вспененной пластмассы, что придает им высокую прочность. Они смещены относительно «спинки» на 4 градуса, под аналогичным углом расположена площадь опоры в вертлюге к вертикальному стержню уключины. Такая конструкция обеспечивает стабильное и предсказуемое ведение лопасти в воде.
Наладка лодки
Все элементы судна с механизмами регулировки настраиваются под индивидуальные параметры и уровень подготовки конкретного спортсмена перед соревнованиями. Это касается длины полозков и установки подножки, а также выбора оптимального соотношения длины внешнего и внутреннего рычагов.
Техника гребли
Методы парной и распашной гребли практически идентичны.
- Гребки выполняются циклически, спортсмен чередует толчок и «холостой ход». Гребки следуют друг за другом непрерывно, без пауз.
- Первая фаза — захват. Лопасть весла направляется к корме, а гребец отъезжает назад на банке.
- Вторая фаза — подъезд. Весло поднимается из воды и движется назад, а спортсмен на банке возвращается в исходное положение.
- Переход между фазами должен быть плавным, чтобы гребки выполнялись без рывков, так как это влияет на скорость плавсредства.
- Внутренний рычаг не следует поднимать или опускать слишком сильно. При заносе и погружении лопасти ей придают вертикальное положение. В фазе подъезда весло поворачивают, не касаясь воды, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление.
Физическая работа членов экипажа играет ключевую роль. Движения должны быть естественными, поэтому к позам гребцов не предъявляются строгие требования.
При захвате корпус, ноги и руки готовятся к выполнению гребка. Когда весло становится вертикально к корпусу, гребец прикладывает максимальную силу для толчка. В фазе отдыха спортсмен немного отклоняет туловище и сосредотачивается на правильном подъеме весла. Техника гребли характеризуется постепенным увеличением давления и длины гребка. Частота гребков в минуту зависит от класса плавсредства, числа спортсменов в нем и погодных условий.
Среднее количество гребков в минуту:
- Восьмиместная лодка для академической гребли – 31-44.
- Распашная четырехместная – 34-40.
- Двухместная – 30-36.
- Одиночная – 28-34.
Вопрос-ответ
Как называется лодка на гребле?
Кано́э (англ. Canoe, от исп. Canoa — чёлн, заимствование из языка карибских индейцев) — универсальное название для безуключинных маломерных гребных судов (лодок) разных народов.
На чем плавают в академической гребле?
Академическая гребля – это циклический вид спорта, в котором гребцы сидят в лодках спиной вперед и гребут веслами. Движение лодки корректируется специальными буйками, которые натянуты по поверхности водного канала. В этом виде спорта атлеты задействуют около 95% своих мышц.
Сколько гребцов в академической гребле?
В соревнованиях по академической гребле участвуют одиночки, двойки, четверки и восьмерки гребцов на легких и тяжелых парных и распашных лодках. Сначала спортсмены участвуют в предварительном этапе, после которого выходят в полуфинал, а затем 6 лучших экипажей попадают в финал.
Советы
СОВЕТ №1
При выборе лодки для академической гребли обратите внимание на ее материал. Лодки из углеродного волокна легкие и быстрые, но более дорогие. Алюминиевые и пластиковые лодки более доступные, но могут быть тяжелее. Выбор зависит от вашего бюджета и целей.
СОВЕТ №2
Изучите различные виды академических лодок: одиночки, двойки, четверки и восьмерки. Каждая из них предназначена для определенного количества гребцов и стиля гребли. Определите, какой тип лодки лучше всего соответствует вашим потребностям и уровню подготовки.
СОВЕТ №3
Перед началом гребли обязательно ознакомьтесь с правильной техникой. Правильная постановка рук, работа ног и координация движений помогут избежать травм и повысить эффективность гребли. Рассмотрите возможность взять несколько уроков у опытного тренера.
СОВЕТ №4
Не забывайте о безопасности на воде. Всегда надевайте спасательный жилет, проверяйте погодные условия и выбирайте безопасные маршруты для гребли. Также полезно иметь при себе средства связи на случай экстренной ситуации.