Россия, Вологда, улица Ярославская
Телефон:
+7 (817) 271-73- Показать номер
Пн-пт: 07:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Лодка для академической гребли. Виды и устройство. Как грести

Академическая гребля — это не только спорт, но и искусство, требующее знания особенностей оборудования. Лодка для академической гребли с уникальными характеристиками играет ключевую роль в достижении результатов. В статье рассмотрим виды лодок, их устройство и основные техники гребли, что поможет новичкам и опытным гребцам выбрать подходящее судно и эффективно использовать его на воде.

Конструкция гоночных лодок

Международные нормы академической гребли не устанавливают строгих требований к размерам или конструктивным особенностям лодок. Тем не менее, связь между скоростью судна и его весом, а также другими характеристиками привела к некоторой стандартизации.

Изначально стремление увеличить скорость лодки заключалось в уменьшении площади ее контакта с водой за счет укорочения корпуса. Однако эти попытки не принесли желаемых результатов. Успех пришел с противоположным подходом — удлинением корпуса при его сужении и углублении. Однако такие лодки требуют от гребцов высокого уровня подготовки.

На сегодняшний день гоночные лодки имеют форму, напоминающую чашу. Их нос и корма закрыты герметичной декой. Нос лодки заострен, и на него устанавливается шар из упругого материала диаметром не менее 40 мм — это обязательное требование для обеспечения безопасности.

С течением времени и с развитием технологий изменились и материалы, используемые для производства лодок. Ранее для этого использовались красное дерево и кедр. Однако с начала 20 века, когда была изобретена водостойкая клейковина, лодки начали изготавливать из клееной фанеры. Обшивка судна гладкая и доступна в различных цветах, а внутренние поверхности отделываются древесиной.

Lodka dlia akademicheskoi grebli 2

Эксперты в области академической гребли подчеркивают важность выбора правильной лодки для достижения высоких результатов. Существует несколько основных видов лодок: одиночки, двойки, четверки и восьмерки, каждая из которых предназначена для определенного числа гребцов и условий. Одиночки обеспечивают максимальную маневренность, в то время как восьмерки подходят для командной работы и соревнований на больших дистанциях.

Устройство лодки включает в себя корпус, который должен быть легким и жестким, а также систему сидений и весла, которые обеспечивают комфорт и эффективность гребли. Правильная техника гребли, согласно мнениям специалистов, заключается в синхронизации движений, использовании силы ног и корпуса, а также в правильном угле входа весла в воду. Это позволяет не только увеличить скорость, но и снизить нагрузку на гребца, что особенно важно при длительных тренировках и соревнованиях.

Главное - баланс и правильная разминка! Осваиваем спортивную греблюГлавное — баланс и правильная разминка! Осваиваем спортивную греблю

Гоночная лодка для академической гребли представляет собой объект продолжающихся исследований. Ее стараются усовершенствовать за счет улучшения аэродинамики, новых высокотехнологичных материалов, расчета прочности с помощью компьютеров и других способов.

Тип лодки Устройство и характеристики Техника гребли
Одиночка (Single Scull) Одна пара весел, управляемых одной рукой, сиденье скользящее. Легкая, узкая. Длинный, плавный гребок, акцент на фазе «дожим». Сила передается через ноги, корпус, руки.
Двойка (Double Scull) Две пары весел, по одной паре на каждого гребца, сиденья скользящие. Синхронная работа гребцов, координация движений.
Парная двойка (Double) Две пары весел, по одной паре на каждого гребца, сиденья скользящие. Синхронная работа гребцов, координация движений.
Четверка парная (Quadruple Scull) Четыре пары весел, по одной паре на каждого гребца, сиденья скользящие. Высокая степень синхронизации и координации движений всех гребцов.
Четверка с рулевым (Coxed Four) Четыре пары весел, по одной паре на каждого гребца, сиденья скользящие, рулевой на корме. Высокая степень синхронизации и координации движений всех гребцов, рулевой управляет направлением.
Восьмерка с рулевым (Coxed Eight) Восемь пар весел, по одной паре на каждого гребца, сиденья скользящие, рулевой на корме. Максимальная степень синхронизации и координации движений всех гребцов, рулевой управляет направлением и командует.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о лодках для академической гребли и их устройстве:

  1. Разнообразие типов лодок: В академической гребле используются различные типы лодок, включая одиночные (скуловые), двойные, четверки и восьмерки. Каждая из них имеет свои особенности конструкции и назначения. Например, восьмерки (8+) — это самые быстрые и вместительные лодки, которые могут вмещать восемь гребцов и рулевого, что делает их популярными на соревнованиях.

  2. Устройство лодки: Лодки для академической гребли обычно имеют длинный и узкий корпус, что позволяет им достигать высокой скорости. Они оснащены специальными сиденьями на роликах, которые позволяют гребцам свободно перемещаться вперед и назад, а также имеют систему руль и весла, которые могут быть как фиксированными, так и подвижными.

  3. Техника гребли: Гребля в академическом стиле требует синхронности и координации между гребцами. Каждый гребец использует весло, чтобы толкать лодку вперед, выполняя движения в определенной последовательности: захват, вход в воду, тяга и выход. Правильная техника позволяет минимизировать сопротивление воды и максимально эффективно использовать силу гребцов.

Эти факты подчеркивают как технические аспекты, так и спортивную составляющую академической гребли.

Держи вёсла крепче! Гребля. Урок 3. "Хорошее утро". ПетербургДержи вёсла крепче! Гребля. Урок 3. "Хорошее утро". Петербург

Конструкция учебных лодок

В отличие от гоночных моделей, характеристики учебных лодок строго определены. Их размеры зависят от условий эксплуатации и целей использования.

Учебные лодки делятся на:

  • Гички шириной 78 см, которые предназначены для обучения технике гребли, водного туризма и соревнований среди начинающих. Они оснащены сплошным привальным брусом и парными уключинами, что позволяет использовать как парную, так и распашную технику.
  • Морские шлюпки, предназначенные для плавания в открытых водах. Они имеют большую ширину и отличаются конструкцией, а также посадкой экипажа, которая смещена от средней линии. Вертлюги устанавливаются на привальных брусах.

Ранее для изготовления этих плавсредств использовалась древесина, однако в настоящее время предпочтение отдается прочному стеклопластику. Несмотря на то, что его плотность выше, чем у дерева, непотопляемость судна достигается за счет установки специальных устройств, повышающих плавучесть.

Как устроена лодка для академической гребли

В конструкцию лодки входят следующие ключевые элементы:

  1. Кронштейн (крыло) — предназначен для крепления весел и их упора. Изготавливается из алюминия или высокопрочного пластика.
  2. Вертлюг — уключина для весла, устанавливаемая на внешней стороне борта.
  3. Отвод — алюминиевая деталь, обеспечивающая жесткость конструкции.
  4. Специальная обувь для фиксации стопы в упоре.
  5. Подножка — система упора ног спортсменов с регулируемым механизмом. Изготавливается из карбона или водонепроницаемой фанеры.
  6. Банка — подвижное сиденье для гребца, сделанное из дерева и обработанное водостойким лаком. Она оснащена кареткой на колесиках для регулировки положения.
  7. Полозки — алюминиевые желоба для передвижения банки.
  8. Инспекционный люк — устройство для слива воды из лодки.
  9. Накладка против скольжения — площадка, на которую становится спортсмен при посадке, выполненная из абразивного материала.
  10. Фальшборт — элемент корпуса, предотвращающий заплескивание воды, высота которого может достигать 30 см.
  11. Козырек — деталь, защищающая спортсмена от брызг и всплесков.
  12. Дека.
  13. Держатель флюгарки — табличка с идентификационным номером судна на соревнованиях.
  14. Резиновый шарик, установленный на нос для защиты от повреждений при возможных столкновениях.

Гребной отсек

Включает в себя банку, полозки, отсек для ног, подножку и выносную уключину. Полозки гоночного судна имеют ширину 23 см и длину 72 см, а учебного – 28 см и 65 см. Полозки имеют подъем на 15 мм к носу. Специальный мостик облегчает посадку в гребной отсек.

Подножка

Необходима для упора ногами во время движения. Ее длина регулируется и обычно имеет 7 положений. Лодка для академической гребли включает в себя специальную обувь (кроссовки), прикрепленные к подножке. Спортсмен самостоятельно регулирует угол и силу отталкивания в зависимости от своего телосложения. В гоночных лодках угол наклона составляет 38-40 градусов, а в учебных – 42-45. Средняя длина подножки — 65 см.

Выносная уключина

Выносная уключина представляет собой стальной кронштейн в форме трубки. Вокруг стержня вращается вертлюг, чаще всего выполненный из пластика. Это устройство позволяет изменять расстояние от середины стержня до середины лодки и устанавливать необходимую длину рычага. В гоночных лодках это расстояние составляет 780-830 мм, в учебных — строго 800 мм.

Конструкция распашного судна предполагает размещение уключин поочередно с обеих сторон, что помогает удерживать траекторию движения, особенно в четырех- и восьмиместных лодках.

Весло

Распашные и парные весла имеют схожую конструкцию, отличаясь лишь длиной, площадью лопасти и весом:

  • Распашное весло: длина — 385 см для мужчин и 360 см для женщин, площадь – 1060 см² для мужчин, 900 см² для женщин, вес — 4,1 — 4,3 кг.
  • Парное весло: длина – 300 см для мужчин и 295 см для женщин, площадь — 710 см² для всех, вес — 2 — 2,2 кг.

Для детей в возрасте 8-12 лет существуют весла с уменьшенными лопастями.

Весло для гребли должно быть легким и прочным, поэтому для его изготовления выбираются ценные породы древесины, такие как сосна, ясень и канадская пихта. В ручке имеется полость, а само весло склеивается из нескольких планок с желобками, предотвращающими попадание воды.

Часть весла, находящаяся в вертлюге, подвержена повышенному износу, поэтому она защищена специальной манжетой из синтетического материала. Ход весла и фиксацию длины внутреннего рычага обеспечивает передвижной каблук.

Лопасти изготавливаются из вспененной пластмассы, что придает им высокую прочность. Они смещены относительно «спинки» на 4 градуса, под аналогичным углом расположена площадь опоры в вертлюге к вертикальному стержню уключины. Такая конструкция обеспечивает стабильное и предсказуемое ведение лопасти в воде.

Наладка лодки

Все элементы судна с механизмами регулировки настраиваются под индивидуальные параметры и уровень подготовки конкретного спортсмена перед соревнованиями. Это касается длины полозков и установки подножки, а также выбора оптимального соотношения длины внешнего и внутреннего рычагов.

Техника гребли

Методы парной и распашной гребли практически идентичны.

  • Гребки выполняются циклически, спортсмен чередует толчок и «холостой ход». Гребки следуют друг за другом непрерывно, без пауз.
  • Первая фаза — захват. Лопасть весла направляется к корме, а гребец отъезжает назад на банке.
  • Вторая фаза — подъезд. Весло поднимается из воды и движется назад, а спортсмен на банке возвращается в исходное положение.
  • Переход между фазами должен быть плавным, чтобы гребки выполнялись без рывков, так как это влияет на скорость плавсредства.
  • Внутренний рычаг не следует поднимать или опускать слишком сильно. При заносе и погружении лопасти ей придают вертикальное положение. В фазе подъезда весло поворачивают, не касаясь воды, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление.

Физическая работа членов экипажа играет ключевую роль. Движения должны быть естественными, поэтому к позам гребцов не предъявляются строгие требования.

При захвате корпус, ноги и руки готовятся к выполнению гребка. Когда весло становится вертикально к корпусу, гребец прикладывает максимальную силу для толчка. В фазе отдыха спортсмен немного отклоняет туловище и сосредотачивается на правильном подъеме весла. Техника гребли характеризуется постепенным увеличением давления и длины гребка. Частота гребков в минуту зависит от класса плавсредства, числа спортсменов в нем и погодных условий.

Среднее количество гребков в минуту:

  • Восьмиместная лодка для академической гребли – 31-44.
  • Распашная четырехместная – 34-40.
  • Двухместная – 30-36.
  • Одиночная – 28-34.

Lodka dlia akademicheskoi grebli 3

Вопрос-ответ

Техника гребли-WorldRowingТехника гребли-WorldRowing

Как называется лодка на гребле?

Кано́э (англ. Canoe, от исп. Canoa — чёлн, заимствование из языка карибских индейцев) — универсальное название для безуключинных маломерных гребных судов (лодок) разных народов.

На чем плавают в академической гребле?

Академическая гребля – это циклический вид спорта, в котором гребцы сидят в лодках спиной вперед и гребут веслами. Движение лодки корректируется специальными буйками, которые натянуты по поверхности водного канала. В этом виде спорта атлеты задействуют около 95% своих мышц.

Сколько гребцов в академической гребле?

В соревнованиях по академической гребле участвуют одиночки, двойки, четверки и восьмерки гребцов на легких и тяжелых парных и распашных лодках. Сначала спортсмены участвуют в предварительном этапе, после которого выходят в полуфинал, а затем 6 лучших экипажей попадают в финал.

Советы

СОВЕТ №1

При выборе лодки для академической гребли обратите внимание на ее материал. Лодки из углеродного волокна легкие и быстрые, но более дорогие. Алюминиевые и пластиковые лодки более доступные, но могут быть тяжелее. Выбор зависит от вашего бюджета и целей.

СОВЕТ №2

Изучите различные виды академических лодок: одиночки, двойки, четверки и восьмерки. Каждая из них предназначена для определенного количества гребцов и стиля гребли. Определите, какой тип лодки лучше всего соответствует вашим потребностям и уровню подготовки.

СОВЕТ №3

Перед началом гребли обязательно ознакомьтесь с правильной техникой. Правильная постановка рук, работа ног и координация движений помогут избежать травм и повысить эффективность гребли. Рассмотрите возможность взять несколько уроков у опытного тренера.

СОВЕТ №4

Не забывайте о безопасности на воде. Всегда надевайте спасательный жилет, проверяйте погодные условия и выбирайте безопасные маршруты для гребли. Также полезно иметь при себе средства связи на случай экстренной ситуации.

Ссылка на основную публикацию
Похожее