Россия, Вологда, улица Ярославская
Телефон:
+7 (817) 271-73- Показать номер
Пн-пт: 07:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Кросс кантри. Трассы и снаряжение. Для начинающих и особенности

Кросс кантри, что в переводе с английского означает «пересеченная местность», — это увлекательное направление активного отдыха, объединяющее бег, лыжи и велоспорт. Эта статья для начинающих, желающих освоить кросс кантри, и предлагает информацию о трассах, снаряжении и особенностях спорта. Мы рассмотрим выбор оборудования, подходящие маршруты для новичков и ключевые моменты подготовки, чтобы сделать ваш опыт комфортным и безопасным.

Трассы для кросс кантри

Kross kantri 2

Эксперты в области кросс-кантри отмечают, что для начинающих важным аспектом является выбор подходящей трассы. Рекомендуется начинать с легких маршрутов, которые имеют минимальные перепады высот и простые повороты. Это поможет новичкам освоить технику управления велосипедом и уверенность на склонах.

Что касается снаряжения, то специалисты советуют обратить внимание на горные велосипеды с хорошей амортизацией и надежными тормозами. Также важно правильно подбирать размер рамы и высоту сиденья, чтобы обеспечить комфорт во время поездок. Не стоит забывать о защите: шлем, наколенники и налокотники помогут избежать травм.

Кроме того, эксперты подчеркивают, что регулярные тренировки и постепенное увеличение сложности трасс способствуют улучшению навыков и повышению уверенности. Начинающим стоит также изучить основы техники спуска и подъема, что значительно упростит процесс обучения и сделает его более безопасным.

Кросс-кантри обучение: Урок 1. Стартовый набор кантрийщика (12+)Кросс-кантри обучение: Урок 1. Стартовый набор кантрийщика (12+)

Этот спорт относится к разряду экстремальных, и кольцевые трассы для него оборудуются с учетом определенных требований, утвержденных на международном уровне. Они могут быть природными и искусственно созданными, но любая дистанция для кросс кантри должна соответствовать следующим условиям:

  • Содержать лесные и грунтовые дороги, поля, участки с грунтовым покрытием и гравием, многочисленные спуски-подъемы, асфальтированные шоссе (не более 15% общей протяженности маршрута).
  • Обладать хорошей проходимостью вне зависимости от погоды, иметь возможность объезда при разрушении одного из участков.
  • Иметь узкие и широкие участки, сменяющие друг друга, а также оборудованные переходы для зрителей.
  • Разметка должна быть качественной, указывать зоны старта, финиша, направление движения и особенно опасные участки пути.
  • На трассе обязательно размещаются пункты питания и техпомощи, работает машина медпомощи, устанавливаются указатели и защитные приспособления на наиболее опасных отрезках.
  • На всем ее протяжении должны стоять маршалы со свистками.
Аспект Начинающие Опытные
Тип трассы Легкие, короткие маршруты с минимальным набором высоты, преимущественно ровные участки, хорошо маркированные. Сложные, длинные маршруты с большим набором высоты, технически сложные участки (камни, корни, крутые спуски/подъемы), возможность ориентирования по карте и компасу.
Длина трассы 5-15 км 20+ км
Набор высоты Минимальный (до 200 м) Значительный (500+ м)
Техническая сложность Низкая Высокая
Велосипед Хардтейл (жесткий хвост) с амортизационной вилкой, простые компоненты. Фулл-сэспеншен (полная подвеска), высококачественные компоненты, возможно, с карбоновой рамой.
Колеса 27.5″ или 29″ с покрышками с универсальным протектором. 27.5″ или 29″ с покрышками с агрессивным протектором, адаптированным под тип грунта.
Трансмиссия 1×10 или 1×12 скоростей 1×12 или 2×12 скоростей с широким диапазоном передач
Тормоза Дисковые механические или гидравлические начального уровня Дисковые гидравлические высокого уровня
Защита Шлем обязательно. Шлем, наколенники, налокотники, перчатки.
Одежда Комфортная спортивная одежда, соответствующая погоде. Специализированная одежда для кросс-кантри, обеспечивающая свободу движений и отвод влаги.
Дополнительное снаряжение Запасная камера, насос, инструменты для мелкого ремонта, вода, перекус. Запасная камера, насос, мультитул, набор для ремонта покрышек, аптечка, вода, энергетические батончики, GPS-навигатор.
Обучение Базовые навыки езды на велосипеде, умение управлять скоростью и торможением. Хорошая физическая подготовка, навыки техники езды на сложных участках, умение ориентироваться на местности.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о кросс-кантри, трассах и снаряжении, которые могут быть полезны для начинающих:

  1. Разнообразие трасс: Кросс-кантри трассы могут варьироваться от легких и ровных до сложных и технически сложных. Начинающим рекомендуется начинать с простых маршрутов, чтобы освоить базовые навыки управления велосипедом и уверенность на разных типах покрытия, таких как грунт, песок или камни.

  2. Специфика снаряжения: Для кросс-кантри важно правильно подобрать велосипед. Обычно используются легкие горные велосипеды с узкими шинами и хорошей амортизацией. Также стоит обратить внимание на экипировку: шлем, перчатки и специальные обувь помогут обеспечить безопасность и комфорт во время поездок.

  3. Техника катания: Одной из ключевых особенностей кросс-кантри является умение правильно распределять вес тела на велосипеде. Это помогает улучшить сцепление с дорогой и управляемость, особенно на спусках и поворотах. Начинающим стоит уделить время тренировкам на технику, чтобы избежать падений и повысить уверенность на трассе.

Кросс-кантри - что это? Велосипеды для кросс-кантриКросс-кантри — что это? Велосипеды для кросс-кантри

Типы гонок

Состязания подразделяются на три вида в зависимости от используемой трассы.

  1. Классическая гонка. Подразумевает преодоление 3-6 кругов по трассе протяженностью 5-9 км. Время заезда в этом случае составляет не более 2 ч.
  2. Шор-трек — 6-9 кругов на короткой дистанции. Сюда же относится и гонка на выбывание, которая может длиться буквально несколько минут.
  3. Марафон — заезд на большие дистанции, длящийся 2-8 ч.

Преодолеть трассу под силу практически каждому велосипедисту, имеющему достаточный уровень спортивной подготовки. Однако победу в состязании могут обеспечить только выносливость и систематические тренировки. Однако не следует забывать и про «железного коня» — от него немало зависит в жесткой борьбе, где счет ведется буквально на секунды.

Кросс-кантри обучение: Урок 2. Где и как тренироваться (12+)Кросс-кантри обучение: Урок 2. Где и как тренироваться (12+)

Отличия от горного велосипеда

Велосипед кросс кантри представляет собой одну из категорий горных велосипедов. Однако у него есть важные отличия, которые обеспечивают легкость, динамичность, отличную проходимость и высокие скорости на сложных трассах с агрессивным стилем езды.

Традиционные горные велосипеды предназначены исключительно для бездорожья и подъема по склонам, что делает их тяжелыми, менее маневренными и неспособными развивать высокие скорости. Кросс кантри велосипеды созданы для быстрого передвижения по неровным поверхностям, преодоления препятствий и выполнения прыжков. Поэтому их посадка ниже, чем у обычных горных байков, хотя подниматься в гору на них бывает затруднительно.

Типов кросс кантри велосипедов достаточно много, но можно выделить три основных:

  1. Даунхилл — предназначен для скоростного спуска с гор, оснащен мощными тормозами для быстрой остановки перед препятствиями.
  2. Фрирайд — подходит как для спуска, так и для подъема.
  3. Ол-маунтин — предназначен для передвижения по сложным маршрутам вне дорог.

Кросс кантри велосипеды, как и все горные байки, обладают их преимуществами. Все плюсы горных велосипедов присутствуют и у них, однако кросс кантри модели считаются более безопасными, хотя на практике это зависит от конкретного велосипеда.

Как выбрать велосипед

Трассы для соревнований имеют свою специфику и сложность, поэтому выбор велосипеда требует внимательного подхода. Вот несколько рекомендаций, которые помогут правильно выбрать «железного коня»:

  • Для преодоления сложных участков маршрута лучше выбирать велосипед с легкой, но прочной рамой, например, алюминиевой или карбоновой. Тяжелые конструкции не подойдут для этой дисциплины.
  • Обратите внимание на форму и конструкцию рамы — она должна обеспечивать правильное положение ездока в седле и равномерное распределение веса на руки и ноги.
  • Для увеличения скорости и сокращения времени прохождения трассы полезны одна или две подвески. Во втором случае велосипед будет тяжелее, но более проходимым, не теряя при этом скоростных характеристик.
  • Легкие обода и покрышки средней ширины с хорошим протектором обеспечат надежное сцепление с поверхностью, даже в плохую погоду. Слишком узкие или широкие покрышки могут усложнить прохождение трассы, особенно в грязи или песке. Размер колес также важен: чем он больше, тем выше проходимость. Оптимальный размер для кросс кантри — 29 дюймов.
  • Не забывайте о руле, амортизированной вилке и другой оснастке — их надежность должна быть на высоте. Передняя вилка обычно комбинированная (воздушно-масляная), обладает хорошей устойчивостью и возможностью блокировки. Короткий ход обеспечивает высокую скорость, а длинный — отличную проходимость на сложных участках.
  • Трансмиссия должна иметь широкий диапазон скоростей, что позволит быстро преодолевать трассу. Большое количество скоростей поможет справиться с подъемами.
  • Желательно наличие контактных педалей, которые облегчают выполнение вращательных движений и экономят время.
  • Цена велосипеда для кросс кантри является показателем его качества: действительно хороший велосипед не может стоить дешево.

Снаряжение велосипедиста

В кросс кантри скорость — это ключевой фактор, поэтому снаряжение не должно утяжелять и ухудшать аэродинамику гонщика.

На трассе спортсмену понадобятся:

  • Легкий шлем с вентиляционными отверстиями.
  • Очки.
  • Обтягивающая велосипедная футболка и шорты.
  • Велоперчатки.
  • Рюкзак.
  • Обувь с шипами для контактных педалей.

Для прохладной погоды стоит предусмотреть термобелье, велосипедную куртку и брюки.

Пять ошибок начинающих гонщиков

Многие, кто начинает заниматься велоспортом, выбирают кросс кантри, полагая, что если это удается другим, то и им под силу. Однако они часто совершают множество ошибок из-за недостатка информации или переоценки собственных возможностей.

Вот основные заблуждения новичков:

  • «Все зависит от велосипеда». Это абсолютно неверно. Хотя масса, материал и оснащение велосипеда важны, управляет им гонщик. Поэтому навыки и физическая подготовка играют решающую роль. Известны случаи, когда спортсмены на простых велосипедах добивались выдающихся результатов.
  • «Не обязательно осваивать технику даунхилла и велотриала». В кросс кантри техника управления велосипедом имеет огромное значение. На трассе могут встретиться трамплины, сложные подъемы и другие препятствия. Владение навыками из смежных дисциплин поможет достичь хороших результатов.
  • «Если другие могут, смогу и я». Не стоит преувеличивать свои возможности, чтобы не потерять сознание на маршруте. Лучше начинать с простых участков, регулярно тренироваться и накапливать опыт. Если почувствовали усталость, не стоит пытаться преодолеть себя.
  • «Еда и вода на соревнованиях не нужны». Тем, кто так считает, стоит вспомнить о риске потери сознания на трассе. Конечно, во время гонки есть не получится, но перед ней обязательно нужно подкрепиться. После заезда также важно перекусить, желательно углеводами. Не забывайте о воде — восполнение жидкости в организме критически важно, особенно в жару.
  • «Экипировка не важна». Наоборот, неправильная одежда может привести к тепловому удару или обморожению. Лучше приобрести специальную велосипедную одежду, которая быстро сохнет и удобнее, чем обычные вещи. То же касается и снаряжения. В жаркий день черный шлем без вентиляции может создать проблемы. Перед покупкой аксессуаров лучше проконсультироваться с тренером.

Kros kantr velosiped

Вопрос-ответ

Что такое трасса кросс-кантри?

Классическая трасса для кросс-кантри состоит из подъемов, спусков и более ровных участков синглтрека (местами узких и труднопроходимых). Длина круга варьируется от гонки к гонке, но 4-5 км на круг – это довольно распространенное явление.

Каковы требования для кросс-кантри?

Полет по пересеченной местности должен включать посадку в аэропорту, расположенном более чем в 50 морских (не уставных) милях от исходной точки отправления. Применяются дополнительные требования к полету по пересеченной местности — например, ночной перелет по пересеченной местности должен быть более 100 морских миль в общей сложности. Длинный одиночный перелет по пересеченной местности должен включать один этап протяженностью более 50 морских миль, а также быть более 150 морских миль в общей сложности.

Сколько должен весить велосипед для кросс-кантри?

Если речь идет о хардтейлах, то цифра не превышает 8 Гб (бюджетные от 9 до 11 кг). В случае с профессиональными карбоновыми двухподвесами минимальная масса составит примерно 10 кг. Более дешевые байки из алюминия будут весить 12-14 кг. Для кросс-кантри лучше всего подходят найнеры с 29-тидюймовыми колесами.

Чем отличается горный велосипед от кросс-кантри?

Прогулочные модели по сравнению с велосипедами для кросс-кантри имеют более комфортную вертикальную посадку велосипедиста, которая меньше напрягает мышцы спины при движении. Угол рулевой трубы не агрессивен и составляет 69-73 градуса. Вес прогулочных моделей горных велосипедов обычно колеблется в диапазоне 14-17 кг.

Советы

СОВЕТ №1

Перед тем как отправиться на трассу, обязательно ознакомьтесь с картой маршрутов. Выберите трассу, соответствующую вашему уровню подготовки. Начинающим лучше начинать с более простых и коротких маршрутов, чтобы постепенно набирать опыт и уверенность.

СОВЕТ №2

Не забывайте о правильном снаряжении. Для кросс-кантри вам понадобятся легкие и удобные лыжи, а также специальные ботинки, которые обеспечивают хорошую фиксацию ноги. Обратите внимание на выбор палок: они должны быть легкими и подходить по росту.

СОВЕТ №3

Перед каждой тренировкой или поездкой на трассу обязательно проводите разминку. Это поможет избежать травм и подготовит ваши мышцы к нагрузкам. Также не забывайте о растяжке после катания, чтобы снизить напряжение в мышцах.

СОВЕТ №4

Следите за погодными условиями и состоянием трасс. В плохую погоду или при неблагоприятных условиях лучше отложить поездку. Безопасность всегда должна быть на первом месте, особенно для начинающих лыжников.

Ссылка на основную публикацию
Похожее