Россия, Вологда, улица Ярославская
Телефон:
+7 (817) 271-73- Показать номер
Пн-пт: 07:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Инструкция по выполнению переспицовки колеса велосипеда своими руками

Переспицовка колеса велосипеда — важная процедура для велосипедистов, сталкивающихся с деформацией ободьев. Она восстанавливает геометрию колеса и обеспечивает его надежность и безопасность. В статье рассмотрим, когда нужна переспицовка, виды спиц и как выполнить эту процедуру самостоятельно, следуя простым шагам.

Причины деформации

Спицевание колес — задача, с которой сталкиваются любители велосипедов. Процесс может показаться сложным, но с достаточным временем и терпением его можно выполнить. Обычно он занимает до трех часов.

Переспицовка колес необходима при значительной деформации ободов. Причины могут включать:

  • вес райдера, создающий нагрузки на колеса;
  • резкие торможения, влияющие на спицы;
  • резкие повороты, вызывающие деформацию колес;
  • неровности на дороге — кочки и ямы;
  • падения или сильные удары, приводящие к искривлениям;
  • ослабленная спица, способная нарушить форму колеса.

Эти проблемы можно решить с помощью самостоятельной переспицовки. Мастеру желательно хорошо разбираться в сборке велосипеда, чтобы справиться с трудностями в пути.

Эксперты в области веломеханики подчеркивают, что переспицовка колеса велосипеда — это задача, требующая терпения и точности. Правильная техника выполнения этой процедуры может значительно улучшить характеристики велосипеда, такие как жесткость и долговечность колеса. Специалисты рекомендуют начинать с тщательной оценки состояния обода и спиц, а также подготовки необходимых инструментов, включая спицевые ключи и натяжные устройства.

Важно следовать последовательности: сначала удалить старые спицы, затем установить новые, соблюдая правильный порядок их крепления. Эксперты также акцентируют внимание на равномерном натяжении спиц, что критично для предотвращения деформации колеса. В завершение, проверка выравнивания и центровки колеса позволит избежать проблем во время эксплуатации. Таким образом, выполнение переспицовки своими руками не только возможно, но и может стать увлекательным процессом для любителей велосипедов.

Как исправить и протянуть колесо велосипедаКак исправить и протянуть колесо велосипеда

Разновидности переспицовки

Сегодня существует несколько типов спицовки, все они базируются на основных разновидностях: радиальной и тангенциальной. Установить элементы можно по-разному, каждый вариант имеет свои особенности:

  1. Радиальная. Предполагает пересечение спиц друг с другом. Чаще всего ее предпочитают ставить на переднем колесе, оснащенном ободной тормозной системой. В этом случае конструкция не подвергается серьезным нагрузкам. Данная разновидность переспицовки имеет привлекательный внешний вид, снижает массу колеса.
  2. Тангенциальная. Один элемент может пересекаться с другими от 1 до 4 раз. Актуальна для колес, которые испытывают серьезные нагрузки. Этот тип считается наиболее популярным для 36 спиц.
  3. Смешанный. Соединяет в себе особенности радиального и тангенциального типа с установкой спиц крестом. В результате получается интересный рисунок, состоящий из повторяемых узоров. Подойдет для обода с высоким профилем и аэроспицами.
  4. Крученая. Главная особенность этой разновидности — многократное перекрещивание спиц друг с другом, закручивания и изгибы. Специалисты не рекомендуют устанавливать элементы на колесо таким образом, поскольку это приводит к запоздалой реакции на удары, нестабильному поведению обода. Однако, многие райдеры отдают предпочтение такому необычному решению из-за оригинальности, раскачивающей амортизации.

Существуют экзотичные спицовки, способные менять внешний вид колес. Интересно смотрится Кросс-Лэйсинг, повышающая прочность конструкции. Схема предполагает прохождение одного элемента через 4 другие, а не 2, как в классическом варианте. Усложненный тип — «Звезда», выглядит особенно привлекательно при использовании разноцветных спиц. «Веер» создает необычные эффекты во время езды, оптимален для ситибайков, прогулочных моделей.

Самый сложный, но необычный способ собрать колесо называется «Снежинка». В дороге он абсолютно бесполезен, однако обладает легким амортизирующим действием, может использоваться в триатлоне.

Этап переспицовки Необходимые инструменты и материалы Советы и предостережения
Разборка колеса Спицесъемник, отвертка, ключи для ниппелей, емкость для хранения деталей, метки для обозначения положения спиц Аккуратно снимайте спицы, отмечайте их положение относительно обода и втулки. Фотографируйте процесс для облегчения сборки.
Оценка состояния деталей Измерительные инструменты (линейка, штангенциркуль), щетка для очистки Проверьте состояние обода, втулки, спиц на наличие повреждений. Замените поврежденные детали.
Подготовка новых спиц (при необходимости) Новые спицы, кусачки для проволоки Убедитесь, что новые спицы соответствуют параметрам старых.
Вставка спиц в втулку Следите за правильным направлением спиц.
Установка спиц в обод Равномерно затягивайте ниппели, избегая перекосов.
Центровка колеса Центровочный станок (желательно), ключи для ниппелей Центровка требует опыта и терпения. При отсутствии станка, используйте визуальный контроль и постепенную регулировку натяжения спиц.
Затяжка ниппелей Ключи для ниппелей, динамометрический ключ (желательно) Затягивайте ниппели равномерно, избегая перетяжки.
Проверка натяжения спиц Инструмент для измерения натяжения спиц (тензиометр) Проверьте натяжение всех спиц, оно должно быть одинаковым.
Заключительная проверка Проверьте вращение колеса на наличие биения и люфта.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о переспицовке колеса велосипеда:

  1. История спиц: Спицы, как элемент конструкции колес, используются уже более 2000 лет. Первые колеса с спицами появились в Древнем Египте и были сделаны из дерева. Современные велосипеды используют спицы из стали или алюминия, что значительно увеличивает прочность и легкость конструкции.

  2. Научный подход к натяжению: Правильное натяжение спиц критически важно для долговечности и устойчивости колеса. Существует специальная техника, называемая «кросс-спицовка», которая помогает равномерно распределить нагрузку и уменьшить риск деформации колеса. Это требует точности и понимания механики, что делает процесс переспицовки настоящим искусством.

  3. Спицы и аэродинамика: В некоторых высокопроизводительных велосипедах используются специальные спицы, которые помогают уменьшить сопротивление воздуха. Например, спицы с аэродинамическим профилем могут значительно улучшить скорость и эффективность, что особенно важно для гонщиков и триатлетов.

Пошаговая инструкция

Чтобы самостоятельно переспицевать велосипедное колесо, нужно разобраться в процессе, который включает три этапа: определение длины спиц, их установка и настройка. С детальным руководством с этой задачей справятся даже новички.

Определение подходящей длины

Очень важный этап, поскольку от длины спиц зависит функциональность байка. Обычно сложности возникают на заднем колесе, которое оборудуют несколькими скоростными режимами. Это сильно усложняет процесс центровки. Элементы будут иметь разные углы наклона и продолжительность.

Заменить детали на переднем ободе гораздо проще, поскольку обычно параметры спиц с обеих сторон остаются неизменными. Удобнее всего рассчитать длину при помощи специальных онлайн-калькуляторов. Достаточно ввести актуальные данные, и сервис за пару секунд выдаст оптимальные значения.

Установка

Для качественной переспицовки колеса велосипеда нужны специальные инструменты: ключ, отвертка, втулка и обод в хорошем состоянии. При первом выполнении важно обратить внимание на расположение боковых отверстий. Спицы от правого фланца втулки должны проходить через отверстия с той же стороны, а спицы с левого фланца — в противоположном направлении.

Спицы делятся на две группы: лидирующие и хвостовые. Лидирующие спицы окрашивают в синий цвет и располагают в направлении движения колеса, хвостовые — в красный цвет и направлены против вращения обода. Процесс переспицовки выполняется поэтапно:

  1. Хвостовую спицу фиксируют, чтобы она проходила внутрь фланца. Устанавливают её снаружи, справа, затем перемещают в правое отверстие.
  2. Ниппель закрывают, чтобы спица не выпала.
  3. Вторую хвостовую спицу помещают внутрь того же фланца.
  4. Третью спицу проводят через три отверстия, начиная с первой.
  5. Обод разворачивают так, чтобы он оказался перед левым фланцем.
  6. Для следующей группы спиц используют хвостовые элементы. Колесо поворачивают, чтобы золотник оказался сверху.
  7. Первая вставляемая спица проходит через отверстие с левой стороны.
  8. Хвостовые элементы фиксируют, затем переходят к лидирующим. Колесо переворачивают для доступа к правому фланцу.
  9. Лидирующие спицы вставляют в различные отверстия, строгих правил нет.

После выполнения всех шагов втулку поворачивают по часовой стрелке. Лидирующая спица должна пересекаться с тремя хвостовыми: с первыми двумя — с внешней стороны, с последней — с внутренней. В некоторых случаях спицу можно немного изогнуть, это допустимо и не повлияет на качество работы. Лидирующие элементы устанавливаются аналогично.

Натяжение и регулировка

После установки необходимо плотно закрутить ниппели, чтобы избежать разбалтывания спиц. Каждое крепление поворачивают одинаковое количество раз, иначе натяжение получится неравномерным. Если обод отрегулирован по всем правилам, заднее колесо во время катания не будет биться.

После завершения сборки элементы нуждаются в настройке. Компоненты, находящиеся с правой стороны, натягивают немного туже по сравнению с левыми. Для этого необходимо закрутить ниппели на 3–5 лишних оборотов. После этого каждый фиксатор проворачивают еще 1 раз. Если ощущается слабина, дополнительно применяют одно вращение.

Когда три четверти колеса пройдено, ниппели могут с трудом поддаваться кручению. В этом случае необходимо ослабить все механизмы на одно вращение, чтобы не допустить перетяжки.

Когда сборка завершена, необходимо проверить, где находится зонтик заднего колеса. При правильном выполнении процесса он будет располагаться в плоскости, которая пересекает середину расстояния между наконечниками втулки. Нельзя легкомысленно относиться к этому моменту, иначе байк будет постоянно тянуть в сторону, комфортной такая езда точно не будет.

Освоившись с правильной заменой спиц на колесе велосипеда, можно ремонтировать ободья в любом месте. Многие райдеры полагают, что при необходимости их выручат профессиональные ремонтные мастерские, однако, не все специалисты выполняют процедуру качественно, поскольку пропускают важные этапы для экономии времени. В результате без дополнительной регулировки ездить на таком транспортном средстве со временем станет просто невозможно.

Видео

Как заспицевать, спицевать, вставлять, набрать, заменить, спицы на колесе велосипеда на 36 спицКак заспицевать, спицевать, вставлять, набрать, заменить, спицы на колесе велосипеда на 36 спиц Как заспицевать и отцентрировать колесо - делаем колесо сами - работаем и наслаждаемся результатом!Как заспицевать и отцентрировать колесо — делаем колесо сами — работаем и наслаждаемся результатом!

Советы по уходу за колесами после переспицовки

После завершения процесса переспицовки колеса велосипеда важно уделить внимание его дальнейшему уходу, чтобы обеспечить долговечность и надежность конструкции. Вот несколько советов, которые помогут сохранить колеса в отличном состоянии:

  • Регулярная проверка натяжения спиц: После переспицовки спицы могут немного ослабнуть. Рекомендуется проверять их натяжение через несколько дней после завершения работы, а затем периодически, особенно перед длительными поездками. Для этого можно использовать специальный инструмент для проверки натяжения или просто постучать по спицам — звук должен быть однородным.
  • Очистка и смазка: Регулярно очищайте обода и спицы от грязи и пыли. Используйте мягкую щетку и мыльный раствор. После очистки можно нанести небольшое количество специальной смазки на ниппели и резьбовые соединения, чтобы предотвратить коррозию и обеспечить легкость вращения.
  • Проверка состояния ободов: Обода колеса также требуют внимания. Регулярно осматривайте их на наличие трещин, вмятин или других повреждений. Если вы заметили какие-либо дефекты, лучше заменить обод, чтобы избежать дальнейших проблем во время езды.
  • Правильное хранение: Если велосипед не используется длительное время, храните его в сухом и защищенном от солнечных лучей месте. Это поможет избежать коррозии спиц и повреждений ободов. Если возможно, храните велосипед в вертикальном положении или подвешенным, чтобы снизить нагрузку на колеса.
  • Регулярная проверка колеса: Не забывайте периодически проверять колеса на наличие люфта и других проблем. Если вы заметили, что колесо стало плохо вращаться или издает посторонние звуки, это может быть признаком того, что требуется дополнительная настройка или даже повторная переспицовка.
  • Использование качественных компонентов: При переспицовке и обслуживании колес старайтесь использовать качественные спицы, ниппели и обода. Это не только продлит срок службы колеса, но и улучшит его характеристики во время езды.

Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете значительно продлить срок службы колес вашего велосипеда и обеспечить комфортную и безопасную езду.

Вопрос-ответ

Сколько спиц должно быть в колесе велосипеда?

Количество спиц в традиционном колесе горного велосипеда составляет 32 или 36 штук, хотя это зависит от назначения колеса и вида спицевого набора. Иногда их может быть и меньше. На гибридах и городских велосипедах чаще всего устанавливается 36 спиц.

Как выровнять на колесе восьмёрку?

Затягиваем центральную спицу на 1/4 оборота. Крайние спицы ослабляются на 1/8 оборота. Следует помнить, что нам необходимо затягивать спицы со стороны, откуда идет искривление, и отпускать их со стороны, куда колесо искривлено. Проделываем это действие до тех пор, пока колесо не будет ровным.

Что означает спицовка в 3 креста?

Полутангенциальная спицовка в 3 креста (слева) и в 4 креста (справа). Например, спицевание в 3 креста означает, что каждая спица пересекает 3 другие, исходящие из того же фланца втулки. «Три креста» — самый проверенный временем и стабильный рисунок для 36 спиц как для переднего, так и для заднего колеса.

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом переспицовки колеса убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты: спицы, обод, втулка, ключ для спиц и, при необходимости, специальный инструмент для натяжения спиц. Это поможет избежать лишних перерывов в процессе работы.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на порядок снятия старых спиц. Запоминайте или фиксируйте их расположение, чтобы правильно установить новые спицы. Это поможет избежать ошибок и обеспечит правильную геометрию колеса.

СОВЕТ №3

При установке новых спиц следите за равномерным натяжением. Используйте ключ для спиц, чтобы контролировать натяжение каждой спицы. Это поможет избежать деформации обода и повысит долговечность колеса.

СОВЕТ №4

После завершения переспицовки обязательно проверьте колесо на наличие биения. Для этого установите колесо на велосипед и прокатите его, обращая внимание на любые неровности. При необходимости подкорректируйте натяжение спиц для достижения идеального результата.

Ссылка на основную публикацию
Похожее