Тобогган — это средство передвижения по снегу, представляющее собой плоские сани с задранным вверх передним краем и без полозьев. В статье рассмотрим виды и трассы для катания на тобогганах, их устройство и применение. Понимание особенностей этого зимнего атрибута поможет выбрать подходящий вариант для активного отдыха и оценить его преимущества по сравнению с другими снежными развлечениями.
Что представляет собой тобогган
Это устройство также известно как плоские сани. Их поверхность гладкая, а передняя часть приподнята. Полозья отсутствуют. В прошлом сани состояли из нескольких досок, соединенных ремнями, с бортами, выполненными из шкуры животных или бересты. В современном производстве саней применяются дерево, пластик и различные другие материалы.
Тобогган, как вид зимнего развлечения, привлекает внимание как любителей активного отдыха, так и профессионалов. Эксперты отмечают, что существует несколько видов тобогганов, включая классические деревянные и современные пластиковые модели, каждая из которых имеет свои особенности. Классические варианты часто используются для традиционных спусков, тогда как пластиковые более легкие и маневренные, что делает их идеальными для скоростных трасс.
Трассы для тобоггана могут варьироваться от простых и безопасных до сложных и экстремальных, что позволяет адаптировать их под разные уровни подготовки. Устройство тобоггана включает в себя сиденье, направляющие и тормоза, что обеспечивает безопасность и комфорт во время спуска. Применение тобогганов не ограничивается только развлечением; они также используются в спортивных соревнованиях, где скорость и техника играют ключевую роль. Таким образом, тобогган становится не только средством для отдыха, но и платформой для достижения спортивных результатов.
В движение санки приводились людьми, собачьими упряжками или домашним скотом. Современные тобогганы управляемые и рассчитаны на двух человек. Сейчас они используются в основном для спортивных игр и развлечений. Но в некоторых северных регионах с частыми метелями и снегопадами их до сих пор применяют в качестве транспортного средства. Плоские сани бывают легкими, на которых можно перевезти максимум трех человек с небольшим багажом, а бывают и большие экипажи, на которых можно путешествовать. Однако и здесь катание на санях выступает не только необходимостью, но и элементом национальной культуры. Веселые спуски завершаются вечеринками с горячими напитками и вкусностями дома у камина.
Тем не менее тобогган как средство транспортировки еще не изжил себя. Можно встретить и большие промышленные сани, на которых перемещают габаритные и тяжелые грузы.
Еще одна разновидность плоских санок — плетеные. Самое большое распространение они получили на Мадейре, где их называют Carros de Cesto do Monte. В 19 в. они выступали общественным транспортом для местного населения — на них можно было быстро спуститься из деревушки Монте, расположенной в горах, в город Livramento. Сегодня катание на плетеных санях представляет собой аттракцион для туристов, желающих познакомиться с традициями острова.
Вообще, называть плетеные сани тобогганом не совсем правильно, ведь их конструкция существенно отличается от традиционной. Но название прижилось и используется до сих пор. Корзины для размещения пассажиров плетут вручную и устанавливают на деревянный каркас. Управляют санками 2 водителя, на местном диалекте именуемых каррейрос. Извозчики носят белые одежды, на ногах — специальная обувь на большой платформе, необходимая для торможения, а на голове — национальные мадерьянские шляпы из соломы. Каррейрос управляют тобогганом при помощи веревок, а для более быстрого хода часть саней, соприкасающуюся с землей, смазывают жиром.
Вид тобоггана | Характеристики трассы | Особенности применения и устройства |
---|---|---|
Классический деревянный тобогган | Длинная, извилистая трасса, обычно на снегу или льду, с естественным уклоном. | Простой, традиционный дизайн. Требует снежного покрова. Может быть самодельным. |
Пластиковый тобогган | Разнообразные трассы, включая искусственные ледяные горки. | Легкий, маневренный, подходит для разных возрастов и уровней подготовки. Может использоваться на различных поверхностях (снег, лед, трава – в зависимости от модели). |
Тобогган-ледянка (с рулем) | Короткие, крутые трассы, часто искусственные. | Управление направлением движения. Повышенная безопасность за счет руля. |
Тобогган для экстремального катания | Длинные, сложные трассы с препятствиями, часто специально подготовленные. | Высокая скорость, повышенные требования к безопасности, специальное снаряжение может потребоваться. |
Детский тобогган | Короткие, пологие трассы. | Маленький размер, усиленная безопасность, часто с дополнительными элементами (ручки, спинка). |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о тобогганах:
-
Исторические корни: Тобогганы имеют корни в культуре коренных народов Канады, особенно у инуитов. Первоначально они использовались для транспортировки людей и грузов по снежным и ледяным поверхностям. Современные версии тобогганов сохранили свою форму, но стали более усовершенствованными и безопасными.
-
Разнообразие трасс: Существуют различные виды трасс для катания на тобогганах, включая естественные и искусственные. Естественные трассы могут быть созданы на склонах гор, тогда как искусственные трассы часто строятся в зимних курортах и могут включать в себя повороты, трамплины и другие элементы для увеличения скорости и зрелищности.
-
Спортивное применение: Тобогганинг стал популярным зимним видом спорта, и даже существует международная федерация, которая организует соревнования. В отличие от других зимних видов спорта, таких как санный спорт или бобслей, тобогганинг требует от спортсменов высокой скорости и мастерства в управлении, что делает его захватывающим и зрелищным.
Разновидности трасс и тобогганов
Сегодня существует несколько типов трасс для катания на плоских санях, каждая из которых требует особой конструкции тобоггана.
Наибольший интерес вызывает трасса-желоб, длина которой варьируется от 250 метров до 2,5 километров. Она изготавливается из нержавеющей стали и оборудуется трамплинами и крутыми поворотами. Элементы конструкции соединяются с помощью сварки или скользящих соединений, что позволяет компенсировать изменения длины при колебаниях температуры. Трасса обрамляется защитными трубами, которые закрывают острые края желоба и предотвращают вылет санок за его пределы.
Для спуска по такой трассе используются полозные или роликовые тобогганы. Первый вариант идеально подходит для крутых склонов (до 60 градусов). Эти сани имеют пару колес и две пары полозьев по бокам, что обеспечивает скольжение по желобу.
Для менее крутых спусков (не более 30 градусов) применяются сани на четырех обрезиненных роликах, которые способны развивать значительно большую скорость. Такой тобогган может вмещать двух пассажиров и называется двухместным твинбобом. Он тяжелый, но удобный и может двигаться со скоростью около 40 км/ч.
У таких санок имеется тормоз — единственный способ управления ими. В принципе, тормоз не является обязательным, так как трасса спроектирована так, чтобы тобогган не мог вылететь из желоба. В конце пути его останавливает специальное устройство. Тем не менее, для тех, кто испытывает страх, предусмотрен рычаг тормоза, который можно использовать в любой момент. При этом важно помнить, что сзади могут подойти другие санки, движущиеся быстрее, что может привести к столкновению. Для предотвращения таких ситуаций некоторые трассы оборудованы электромагнитными тормозами, которые автоматически замедляют более быстрые сани, основываясь на данных датчиков, фиксирующих расстояние между тобогганами.
Эти трассы функционируют как аттракционы круглый год. Однако в регионах с частыми осадками (например, в Альпах) желоб может быстро выйти из строя, и катание в плохую погоду становится невозможным. Поэтому там трассы делают заподлицо со склоном и накрывают сверху щитами. На такие желоба также прокладываются традиционные маршруты для горнолыжного спорта.
С 1997 года в горах появились новые трассы — «альпийские горки». На них можно кататься в любое время года, так как направляющие в виде труб расположены на высоте, недоступной для снега. Тобогган движется по горке на роликах, опираясь на рельсы-трубы. Маневренность таких трасс ниже, чем у желобных, но это компенсируется конструкцией самих санок, которые могут качаться на поворотах.
Старт может происходить как сверху, так и снизу. Если стартуют снизу, то тобогган с пассажиром поднимается вверх, как на американских горках, с помощью специальной подъемной трассы. Если стартуют сверху, пассажиров поднимают на склон с помощью кресельных подъемников, которые используются также для лыжников, так как трассы для тобоггана совпадают с горнолыжными. Это сделано для экономии средств.
Трассы для спуска на плоских санках изначально были доступны только на альпийских курортах. В настоящее время в Китае насчитывается более 20 таких спусков. В России функционирует только одна трасса — под Москвой, в парке «Яхрома». Ее длина составляет 553 метра, а подъем — 175 метров. В планах — строительство подобных трасс в Москве (на Воробьевых горах), в Сорочанах и в Красной Поляне (Сочи). Скоро любители острых ощущений смогут насладиться этими аттракционами.
Другой популярный аттракцион — водная горка, также известная как боди слайд. Это один из самых распространенных аттракционов в аквапарках. Она представляет собой открытый желоб, по которому можно спускаться со скоростью около 25 км/ч. Изготавливается из стеклопластика и может быть любого цвета, включая прозрачный, что усиливает ощущения.
Существует несколько вариантов водного тобоггана:
- Индивидуальный.
- Семейный.
- Групповой.
Групповой спуск осуществляется на специальных надувных тобогганах-ватрушках. Для этого предназначены не аттракционы аквапарка, а длинные водные горки, которые есть в некоторых странах. Хотя скорость на них ниже, эмоций от спуска не меньше.
Вопрос-ответ
Что такое тобогганы?
Тобо́гган, тобога́н или таббоган — бесполозные сани, использовавшиеся индейцами Северной Америки. Представляют собой несколько скреплённых досок с загнутым передком. Длина саней 3—4 метра. Ширина 30—40 сантиметров.
Какова длина трассы Тобоган в парке «Яхрома»?
Тобоган – это совершенно новый для России вид развлечений (его называют «Сумасшедший тобоган») протяженностью 750 метров. Это рельсовая трасса с виражами и поворотами, похожая на американские горки, по которой двигаются специальные тележки, разгоняющиеся благодаря собственному весу седоков.
Советы
СОВЕТ №1
Перед тем как выбрать трассу для катания на тобоггане, ознакомьтесь с её уровнем сложности и протяжённостью. Это поможет вам выбрать подходящий маршрут в зависимости от вашего опыта и физической подготовки.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на материалы, из которых изготовлен ваш тобогган. Современные модели могут быть сделаны из различных пластиковых и композитных материалов, что влияет на их вес, скорость и устойчивость. Выбирайте тот, который лучше всего подходит для ваших условий катания.
СОВЕТ №3
Не забывайте о безопасности! Используйте защитное снаряжение, такое как шлем и наколенники, особенно если вы планируете кататься на более сложных трассах. Это поможет избежать травм и сделает катание более комфортным.
СОВЕТ №4
Если вы новичок, попробуйте кататься на тобоггане в группе или с опытными друзьями. Это не только сделает процесс более увлекательным, но и позволит вам получить полезные советы и рекомендации по технике катания.