Россия, Вологда, улица Ярославская
Телефон:
+7 (817) 271-73- Показать номер
Пн-пт: 07:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Спидвей. Правила и особенности. Техника и соревнования

Спидвей, в переводе с английского «скоростная дорожка», — это разновидность гонок на мотоциклах на специализированных трассах с особым покрытием. Эта статья объяснит правила и особенности спидвея, технические аспекты мотоциклов, используемых в соревнованиях, и формат гонок. Знание этих нюансов углубит понимание спорта и поможет лучше оценить мастерство гонщиков и динамику соревнований.

Историческая справка

Родина спидвея и точная дата его появления остаются неясными, однако есть данные, свидетельствующие о том, что первые гонки проходили еще до начала Первой мировой войны.

В начале XX века в Южной Африке проводились мотоциклетные соревнования на коротких трассах с различными покрытиями – как твердыми, так и мягкими. В Соединенных Штатах пользовались популярностью гонки на деревянных треках, но во время одного из таких мероприятий несколько гонщиков упали прямо на зрителей. В результате этого инцидента гонки стали проводиться на ипподромах и получили название dirt-track, что в переводе означает «грязная дорожка». С 1913 года подобные заезды начали организовываться и в Канаде.

Спидвей, как вид мотоспорта, привлекает внимание своей динамикой и зрелищностью. Эксперты отмечают, что правила соревнований строго регламентированы, что обеспечивает безопасность участников и зрителей. Основное внимание уделяется технике: мотоциклы, используемые в спидвее, отличаются от обычных моделей отсутствием тормозов и наличием специальной конструкции, позволяющей развивать высокие скорости на овальных треках.

Соревнования проходят в формате гонок на короткие дистанции, где важны не только скорость, но и тактика. Участники должны учитывать особенности трассы и поведение соперников. По мнению специалистов, именно это сочетание техники и стратегии делает спидвей уникальным и захватывающим видом спорта, способным привлечь широкую аудиторию.

Спидвей. Первый этап Кубка РоссииСпидвей. Первый этап Кубка России

В 1928 г. в Англии состоялся турнир, участники которого соревновались на велосипедах без тормозов. А в 1929-м спидвей пришел в Европу в уже привычном нам виде и быстро завоевал популярность. В том же году состоялся турнир под названием «Золотой шлем Чехословакии». Спустя год аналогичная гонка прошла в Польше, а затем — в Австрии и Германии.

Точкой отсчета истории спидвея в нашей стране считается 1958 г., когда на в Лужниках была организована первая гонка. Спидвей активно развивался в период существования СССР: во всесоюзных чемпионатах принимал участие не один десяток команд. На сегодняшний день во всероссийском первенстве выступает всего 5 команд-участниц.

А вот в Европе гонки по спидвею остаются очень востребованными. С 1995 г. каждый год с марта по октябрь проходит Гран-При Спидвея. С 1961 г. российские гонщики также борются за звание чемпиона мира.

Аспект Описание Примечание
Основные правила Запрещено пересечение траектории соперника, блокирование, неспортивное поведение. Нарушение правил карается штрафными очками или дисквалификацией.
Гонка состоит из нескольких заездов (обычно 4-6 кругов). Количество заездов зависит от формата соревнований.
Побеждает гонщик, набравший наибольшее количество очков. Система начисления очков может варьироваться.
Особенности гонок Гонки проводятся на овальном треке с высоким бортиком. Треки могут быть грунтовыми или асфальтированными.
Гонщики стартуют с ленты, расположенной на внутренней стороне трека. Старт – ключевой момент гонки.
Высокая скорость и динамика гонки. Средняя скорость может достигать 80 км/ч.
Техника Мотоциклы специально разработаны для спидвея: легкие, мощные, без тормозов. Отсутствие тормозов требует высокой техники пилотирования.
Важна правильная техника прохождения поворотов (скольжение). Скольжение позволяет сохранять высокую скорость в поворотах.
Защита гонщика включает шлем, куртку, брюки, перчатки и ботинки. Экипировка обеспечивает безопасность гонщика.
Типы соревнований Индивидуальные гонки (например, Гран-При). Определяют лучшего гонщика в индивидуальном зачете.
Командные гонки (лига). Определяют лучшую команду.
Чемпионаты мира и континентов. Самые престижные соревнования.

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о спидвее, его правилах, технике и соревнованиях:

  1. Отсутствие тормозов: В спидвее мотоциклы не имеют тормозов. Это связано с тем, что гонщики должны поддерживать высокую скорость и маневрировать на поворотах, полагаясь исключительно на управление газом и наклон мотоцикла. Это делает гонки особенно зрелищными и требует от гонщиков высокой степени мастерства.

  2. Специальные мотоциклы: Спидвейные мотоциклы имеют уникальную конструкцию. Они обычно оснащены одноцилиндровыми двигателями объемом 500 куб. см, которые работают на метаноле. Эти мотоциклы легкие и мощные, что позволяет гонщикам развивать скорость до 100 км/ч всего за несколько секунд.

  3. Система очков: В спидвейных соревнованиях используется система начисления очков, которая зависит от места, занятого гонщиком в каждом заезде. Например, за первое место начисляется 3 очка, за второе — 2, за третье — 1, а за четвертое — 0. Это создает напряженную борьбу за каждое очко на протяжении всего сезона, так как гонщики должны не только выигрывать, но и стабильно показывать хорошие результаты.

Что такое спидвей. (1-2)Что такое спидвей. (1-2)

Особенности и правила спидвея

В гонках участвуют команды, состоящие из четырех участников, которые соревнуются на мотоциклах. Старт проходит с одной линии, а победителем становится тот, кто первым пересечет финишную черту. На первый взгляд, все выглядит просто, но на трассе гонщиков поджидает множество неожиданных поворотов, что и привлекает зрителей в спидвей.

Трасса, на которой проходят соревнования, называется треком. Она имеет овальную форму, включает два прямых участка и два полукруга. В качестве покрытия используется гранитная, мраморная или доломитная крошка, либо их смесь. Длина трека колеблется от 260 до 425 метров, ширина прямых участков составляет 10 метров, а полукругов — 14 метров. На одном из прямых участков имеется белая отметка, разделенная на четыре равные части, известная как ворота, откуда стартуют гонщики. Движение осуществляется против часовой стрелки, а спортсмены могут проехать не более четырех кругов. Трек хорошо виден со всех сторон, что позволяет зрителям в любой момент отслеживать, кто находится в лидерах.

Скорость, которую развивают байкеры на прямых участках, достигает 110 км/ч, однако на поворотах она снижается. Гонщик, попавший на грязный участок, получает преимущество в скорости.

Правила гонки
Эти правила разработаны Международной федерацией мотоспорта и включают следующие ключевые моменты:
  • В команде состоит 4 участника, которые различаются по цвету шлемов: красный, синий, белый и желто-черный. Красные и синие шлемы носят гонщики принимающей команды.
  • Каждый байкер участвует в пяти заездах. Если команда выигрывает три заезда, она становится победителем гонки. Команда, набравшая два очка, занимает второе место, а с одним очком — третье.
  • В случае ничьей победа присуждается команде, чей гонщик первым финишировал на первом месте. Если ничья сохраняется, определяются места для второго и третьего, и так далее, пока не останется единственный победитель.

На старте гонщики занимают свои позиции не менее чем в 10 см от стартовой линии, касаться которой запрещено. Участники стартуют по сигналу судьи, после чего поднимается стартовая лента. За нарушение этих правил спортсмена наказывают. Техника старта имеет большое значение, так как позволяет сразу же получить преимущество. Во время гонки оба колеса мотоцикла должны оставаться в пределах дорожного полотна, в противном случае участник будет снят с соревнований.

Мотоциклы

Существуют строгие требования к мотоциклам, используемым в соревнованиях. Тормоза отсутствуют, а для старта используется сцепление. В качестве топлива применяется метанол, который увеличивает мощность двигателя и, соответственно, скорость. Мотоциклы оснащены карбюраторными моторами с одним цилиндром объемом 500 куб. см. Обязательно устанавливаются пылесборник и глушитель. Ширина руля должна составлять от 65 до 85 см. Вес мотоцикла без жидкостей составляет 77 кг.

Спидвей привлекает внимание зрителей также благодаря частым падениям мотоциклистов. Это происходит из-за высоких скоростей и ограниченного пространства, а в дождливую погоду трасса становится скользкой. Под крики болельщиков байкеры могут врезаться в ограждение, иногда оставаясь на мотоцикле, а иногда падая. Хотя это зрелищно, такие ситуации могут привести к серьезным травмам. Поэтому для безопасности трек ограждается специальными надувными бортами, а на поворотах устанавливаются отбойники.

Ледовый спидвей

Это разновидность спидвея, которая имеет много общего с классическим. Для гонок используется стадион с длиной дорожки от 265 до 425 метров. В каждом заезде также участвуют четыре байкера. Тот, кто первым финиширует, получает 3 балла, второй — 2, третий — 1, а последний не получает очков. Гонщик, упавший с мотоцикла или нарушивший границы трека, дисквалифицируется. Каждый спортсмен обязательно должен проехать по одному заезду с каждым из соперников.

Мотоциклы для ледового спидвея также не имеют тормозов. Скорость снижается за счет уменьшения оборотов двигателя и с помощью левой ноги гонщика, на которую надевается специальный мотобот. Однако главной особенностью таких мотоциклов являются большие шипы на колесах, длиной 28 мм, причем их количество на левой стороне покрышки больше. Это обеспечивает отличное сцепление с дорогой, особенно на левых поворотах. Без таких шипов ледовый спидвей был бы невозможен.

Рама гоночного мотоцикла плоская и расположена низко, что позволяет наклонять байк в поворотах. Двигатель, как и в классическом спидвее, имеет объем 500 куб. см, а топливо — метанол. Вес мотоцикла составляет 125 кг.

Spidvei 2

Ледовый спидвей не отличается большими скоростями, но все же признается очень травмоопасным. Основную угрозу представляют шипы, которые, при соприкосновении с ними на скорости, способны нанести увечье. Чаще всего причинами травм становятся падения, заносы на поворотах и столкновения с противниками.

Еще одной причиной аварий становится само ледовое покрытие трассы. Оно быстро портится под воздействием шипов, становится изрытым и опасным. на таком треке сложнее контролировать байк, что учащает падения. Спортсмены обязательно надевают защитную экипировку, а вокруг трека устанавливаются мягкие тюки. Однако полностью от травм это не спасает, и гонки на льду часто сопровождаются ушибами и переломами.

Сегодня спидвей, как ледовый, так и классический, распространен на всем земном шаре. Для организации соревнований нет нужды оборудовать очень дорогие трассы, как, скажем, для Формулы-1, или же строить разнообразные препятствия, как в мотокроссе — достаточно дорожки стадиона, которое покрывается специальными материалами. А по зрелищности этот вид спорта не уступает другим мотоциклетным дисциплинам.

Приморец Артём Лагута стал чемпионом мира по спидвеюПриморец Артём Лагута стал чемпионом мира по спидвею

Вопрос-ответ

В чем смысл спидвея?

Основная особенность спидвея заключается в том, что соревнования проводятся на гаревой дорожке, которая представляет собой специально подготовленную поверхность, состоящую из мелкого гравия и песка. Такая поверхность обеспечивает отличное сцепление с колесами мотоциклов и позволяет развивать высокую скорость.

Как работает спидвей?

Мотоциклы для спидвея оснащены двигателями объёмом 500 куб. см, работающими на чистом метаноле, и не имеют тормозов, что позволяет гонщикам проходить повороты и развороты, скользя по грунтовой трассе. У мотоциклов одна фиксированная передача, и команды могут корректировать её во время гонки для достижения лучших результатов.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите основные правила спидвея, включая стартовые процедуры и правила обгона. Понимание этих аспектов поможет вам лучше ориентироваться в соревнованиях и оценивать действия гонщиков на треке.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на технику вождения. Спидвей требует особого стиля управления мотоциклом, включая правильное использование дрифта и балансировки. Практика на тренировках поможет вам улучшить свои навыки.

СОВЕТ №3

Следите за состоянием мотоцикла. Регулярная проверка и обслуживание техники, включая шины и тормоза, критически важны для безопасности и успешного участия в соревнованиях.

СОВЕТ №4

Посетите соревнования спидвея, чтобы увидеть гонки вживую. Это не только увлекательно, но и даст вам возможность лучше понять атмосферу и стратегию, используемую гонщиками на треке.

Ссылка на основную публикацию
Похожее