Россия, Вологда, улица Ярославская
Телефон:
+7 (817) 271-73- Показать номер
Пн-пт: 07:00—19:00
whatsapp telegram vk email

Парашют. Виды и устройство. Применение и особенности

Парашют – устройство, замедляющее падение предметов в воздухе, имеет многовековую историю. С момента появления парашюты стали важными в военных операциях и спортивных развлечениях. В статье рассмотрим основные виды парашютов, их устройство, применение и особенности, что поможет читателям понять, как работает это изобретение и какую роль оно играет в обеспечении безопасности и комфорта при падении.

Интересные факты

Эксперты в области авиации и парашютного спорта отмечают, что парашюты представляют собой сложные устройства, которые обеспечивают безопасное приземление с высоты. Существует несколько видов парашютов, включая купольные, парапланы и спортивные модели, каждая из которых имеет свои особенности и предназначение. Купольные парашюты, например, широко используются в военных и гражданских целях, обеспечивая надежность и стабильность при спуске. Спортивные парашюты, в свою очередь, предназначены для акробатических трюков и соревнований, что требует от них высокой маневренности. Применение парашютов не ограничивается только прыжками с самолета; они также используются для спасательных операций, доставки грузов и даже в некоторых видах экстрима. Специалисты подчеркивают важность регулярного обучения и соблюдения правил безопасности, чтобы минимизировать риски и повысить эффективность использования парашютов в различных сферах.

Как прыгать с парашютом: советы и противопоказания | ПарашютизмКак прыгать с парашютом: советы и противопоказания | Парашютизм

Это принцип был усовершенствован и воплощен в жизнь наш отечественный изобретатель, Глеб Котельников, которому в 1911 г был выдан охранный патент на его парашют. Этим конструктор вписал в историю факт принадлежности этого изобретения России.

Вид парашюта Устройство и особенности Применение
Круглый (купольный) Купол круглой формы, стропы равномерно распределены по кромке купола. Простой в управлении, высокая надежность. Спасательные парашюты, парашютизм для начинающих, грузовая доставка
Крыловидный (рамный) Купол аэродинамической формы, напоминающей крыло самолета. Возможность управления направлением полета, высокая маневренность. Спортивный парашютизм, парапланеризм, BASE-джампинг
Парашют-крыло Гибридная конструкция, сочетающая элементы круглого и крыловидного парашютов. Компромисс между управляемостью и простотой. Спортивный парашютизм, парашютный спорт
Замедлитель Большой купол, предназначенный для снижения скорости спуска грузов или летательных аппаратов. Грузовая доставка, посадка космических аппаратов
Рюкзак-парашют Компактная конструкция, легко помещается в рюкзак. Используется в аварийных ситуациях. Спасательные системы для пилотов, альпинистов
Парашют-зонт Купол в форме зонта, используется для мягкой посадки. Посадка беспилотных летательных аппаратов, мягкая посадка грузов

Виды парашютов

По области применения купола различают:
  • Тормозные.
  • Для грузового приземления.
  • Для десантирования людей.
Тормозной

Создан в XX веке советским ученым с целью использования для остановки транспортных средств. Хотя этот вариант не получил дальнейшего развития, тормозной парашют нашел свое применение в авиации.

Сегодня он является частью тормозной системы истребителей, которые приземляются на высокой скорости, что делает тормозной путь критически коротким. Использование купола позволяет сократить тормозной путь на 30%.

В гражданской авиации такие устройства не применяются, так как пассажиры могли бы столкнуться с серьезными перегрузками при приземлении.

Система для грузового приземления

Состоит из одного или нескольких парашютов. Некоторые модели оснащены двигателями, которые усиливают тормозной эффект при приземлении, например, парашютные системы для спуска космических аппаратов.

В состав такой конструкции входят:
  • Вытяжной купол, который также является основным.
  • Стабилизирующий купол, обеспечивающий правильное положение груза.
  • Поддерживающий купол, который помогает в раскрытии другого купола.
Для десантирования людей
Это наиболее распространенное применение парашютов. Устройства для безопасного приземления людей делятся на:
  • Десантные.
  • Тренировочные.
  • Спортивные.
  • Спасательные.
  • Запасные.
Десантные

Обычно имеют сферическую или квадратную форму.

Скорость снижения сферического парашюта (например, Д-5, Д-6, Д-10) составляет 5 м/с. Допустимые высоты для выбрасывания: нижняя — 0,2 км, верхняя — 8 км. На стабилизацию уходит 3 секунды.

Основной недостаток заключается в низкой управляемости.

Эта проблема решена в квадратных парашютах («Листик» Д-12), которые имеют специальные отверстия для повышения мобильности.

Тренировочные

Сферические, с прорезями в куполе и специальными клапанами. Такая конструкция позволяет парашютисту управлять горизонтальным движением и контролировать точность приземления.

Наиболее популярный тренировочный парашют – Д-1-5У. Он обладает хорошей маневренностью и обычно выдается новичкам в парашютных школах. Его характеристики:
  • Максимальная высота выброса — 2,2 км, минимальная — 150 м.
  • Скорость спуска — 5 м/с.
  • Возможность разворота на 180 градусов.
Спортивные
Обозначаются сокращением ПО (ПО-16, ПО-9), что расшифровывается как «планирующие оболочковые». Спортивные парашюты разнообразны. По форме крыла они бывают:
  • Прямоугольные.
  • Полуэллиптические.
  • Эллиптические.

Прямоугольные наиболее распространены, так как обеспечивают простоту управления и предсказуемое поведение. Однако их аэродинамические характеристики не идеальны.

Эллиптическое крыло обеспечивает более быстрый спуск и отличную аэродинамику, что делает его подходящим для профессиональных спортсменов.

Кроме того, парашюты классифицируются на:
  • Классические.
  • Студенческие.
  • Скоростные.
  • Переходные.
  • Тандемные.

Классические парашюты имеют большой размер (до 28 м²), что делает их устойчивыми к порывам ветра. Они позволяют точно приземляться, контролировать снижение и развивают скорость до 10 м/с.

Студенческие парашюты предназначены для обучения новичков. Они менее подвижны и маневренны, но обеспечивают большую безопасность. По размеру они сопоставимы с классическими.

Скоростные парашюты имеют небольшой купол (до 21,4 м²) и предназначены для профессионалов. Они быстрые и маневренные, с максимальной скоростью до 18 м/с, что делает их выбором опытных парашютистов.

Тандемные парашюты позволяют спускаться одновременно двум людям. Их площадь максимальна — до 11 секций. Эти системы отличаются высокой устойчивостью и прочностью.

Переходные парашюты предназначены для тренировок перед прыжками на скоростных парашютах. Они менее подвижны, но могут поддерживать боковую скорость до 14 м/с.

Спасательные

Их задача — высадка пассажиров из аварийного самолета. Купола могут быть сферическими (С-4, С-5) или квадратными (С-3-3).

Выброс купола осуществляется на скорости до 1100 км/ч и высоте от 60 до 12000 м (в зависимости от типа). Размер спасательного купола составляет около 56,5 м. В системах катапультирования на больших высотах предусмотрено дыхательное оборудование.

Запасной

Необходимый элемент любой парашютной системы. Он крепится на груди парашютиста и используется в случае, если основной купол не сработал или открылся неправильно. Запасной купол имеет сферическую форму и большой размер — до 50 м². Его скорость составляет от 5 до 8,5 м/с.

Для различных типов основных парашютов предусмотрены свои виды запасных систем.

Структура парашютной системы
В конструкцию входят четыре основных компонента:
  1. Подвесная система с ранцем.
  2. Основной купол.
  3. Запасной купол.
  4. Страхующий прибор.
Подвесная система

Закрепляется на плечах, ногах и груди парашютиста. Изготавливается из капроновой ленты, обладающей высокой прочностью на разрыв.

Функции:
  • Связывает парашют с парашютистом.
  • Обеспечивает правильное расположение парашютиста и равномерное распределение нагрузки.

Ранец располагается на спине парашютиста и состоит из двух отсеков: в одном находится основной парашют, в другом — запасной. В обоих отсеках предусмотрены петли для зачековки. Ранец оборудован механизмом для ручного или автоматического открытия запасного купола.

Основной купол
Его задача — обеспечить контролируемый спуск. Включает в себя:
  • Купол.
  • Стропы соединения, которые крепят купол к подвесной системе и поддерживают его в стабильном состоянии. Изготавливаются из высокопрочного капрона.
  • Стропы управления, позволяющие парашютисту управлять движением купола.
  • Слайдер — устройство, замедляющее надувание купола и уменьшающее динамическую нагрузку при открытии.
  • Камера, в которой размещаются купол, слайдер и стропы.
  • Вытяжной парашют (медуза), который освобождает купол и стропы из ранца.

Когда парашютист запускает процесс высвобождения основного купола, вытяжной парашют выбрасывается и надувается. Он натягивает петлю зачековки основного купола, освобождая его вместе со стропами. Стропы расправляются, и купол надувается, а слайдер медленно спускается вниз по стропам. Этот процесс занимает от 2 до 5 секунд.

Запасной купол

Используется в качестве резервного варианта — при несрабатывании или неправильном функционировании основного. В некоторых случаях перед выброской запасного купола необходимо отцепить главный.

Механизм отцепки расположен на подвесной системе на уровне груди. Для отцепки парашютист тянет за устройство обеими руками, вытаскивая его на всю длину, а затем дергает за кольцо запасного парашюта.

Страхующий прибор

Обеспечивает автоматическое выбрасывание запасного парашюта при низкой высоте. Состоит из панели управления, процессорного блока и пиропатрона.

Устройство активируется перед прыжком и постоянно контролирует высоту, измеряя атмосферное давление. Если прибор фиксирует, что парашютист свободно падает на малой высоте, он подает сигнал для выброса запасного купола.

Этот механизм помещается в ранец, что защищает его от загрязнения и механических повреждений.

Парашют в пассажирской авиации

Для эвакуации пассажиров из самолетов парашюты неэффективны. Прыжок с самолета, движущегося со скоростью 400 км/ч, представляет собой сложную задачу, доступную только опытным парашютистам, и требует специальной защиты от травм, вызванных воздушным потоком. Кроме того, пассажирские самолеты не оборудованы специальными устройствами для десантирования. Наиболее безопасным способом спасения в таких ситуациях остается аварийная посадка.

Для спасения пилотов и экипажа малой авиации разработаны парашютные системы, которые успешно используются и уже спасли множество жизней.

Tormoznoi

ВДП - Динамика раскрытия парашютаВДП — Динамика раскрытия парашюта

Вопрос-ответ

Какой тип парашюта лучше всего?

Конструкция с набегающим потоком воздуха — самая популярная форма парашюта в современном парашютном спорте. Эти парашюты имеют прямоугольную форму, выглядят и работают так же, как крыло самолёта. В передней части набегающего потока воздуха имеются открытые отверстия, которые позволяют куполу надуваться и становиться жёстким, как крыло.

Галилео | Парашют ✈️ ParachuteГалилео | Парашют ✈️ Parachute

Как устроен парашют?

Состоит из следующих основных частей: главной лямки с наспинно-плечевыми обхватами, двух пар свободных концов, двух ножных обхватов и грудной перемычки. Изготавливается из капроновой ленты. Масса подвесной системы — 2 кг. Ранец обеспечивает размещение и последовательный ввод в действие основного парашюта.

Сколько человек погибает при прыжке с парашютом?

Основные причины смертности во время прыжков — отказ основного парашюта и ошибки пилотирования купола. В год (в среднем) при прыжках гибнет 20-30 человек. Травмы получает больше спортсменов.

Советы

СОВЕТ №1

Перед тем как выбрать парашют для прыжков, обязательно ознакомьтесь с его видами и характеристиками. Разные парашюты предназначены для различных целей: спортивные, туристические, военные и т.д. Убедитесь, что выбранный вами парашют соответствует вашим требованиям и уровню подготовки.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на устройство парашюта и его основные элементы, такие как купол, стропы и система раскрытия. Понимание того, как работает парашют, поможет вам лучше подготовиться к прыжку и повысит вашу безопасность.

СОВЕТ №3

Перед первым прыжком обязательно пройдите обучение у квалифицированного инструктора. Это поможет вам освоить основные навыки и правила безопасности, что крайне важно для успешного и безопасного прыжка.

СОВЕТ №4

Регулярно проверяйте состояние вашего парашюта и его компонентов. Убедитесь, что все элементы находятся в исправном состоянии и соответствуют стандартам безопасности. Это поможет избежать неприятных ситуаций во время прыжка.

Ссылка на основную публикацию
Похожее