Внедорожные велосипеды (MTB) — это специализированные велосипеды для сложных маршрутов и труднопроходимых участков. Они имеют прочную конструкцию, мощную подвеску и широкие шины, что позволяет преодолевать препятствия, такие как камни, корни деревьев и крутые склоны. В статье рассмотрим основные виды внедорожных велосипедов, их устройство и особенности применения в различных условиях. Эта информация будет полезна как новичкам, так и опытным райдерам, стремящимся улучшить навыки и расширить свои приключения.
Виды
Эксперты в области велоспорта отмечают, что внедорожные велосипеды, или MTB (mountain bikes), представляют собой уникальное сочетание прочности и маневренности. Эти велосипеды имеют широкие шины с агрессивным протектором, что обеспечивает отличное сцепление с различными поверхностями, включая грязь, камни и песок. Существует несколько видов внедорожных велосипедов, включая кросс-кантри, трейл и даунхилл, каждый из которых предназначен для определенных условий и стилей катания.
Устройство таких велосипедов включает в себя надежные амортизаторы, которые смягчают удары и обеспечивают комфорт при движении по неровным маршрутам. Кроме того, многие модели оснащены трансмиссиями с широким диапазоном передач, что позволяет легко преодолевать крутые подъемы и спуски. Применение внедорожных велосипедов разнообразно: от активного отдыха и соревнований до использования в качестве средства передвижения по сложным маршрутам. Таким образом, внедорожные велосипеды продолжают набирать популярность среди любителей активного образа жизни.
Внедорожные велосипеды делятся на несколько видов в зависимости от цели и местности катания:
- Фэтбайк — хорошо подходит для езды по лесным тропам. Имеет широкие колеса с высоким профилем, поэтому на нем можно легко преодолеть лужи, грязь и даже мелкую заболотистость. Низкое давление в шинах играет роль амортизатора, что также делает менее заметными небольшие кочки и ямы, а также камни и ветки. Эти аппараты не подходят для подъема в гору за счет низкой маневренности и динамичности.
- Двухподвесный — велосипед, снабжённый передним и задним амортизатором. Аппараты этого типа используются в основном профессионалами для экстремальных видов велоспорта: даунхилл, фрирайд, кросс-кантри и др. Имеют самую прочную раму и технологичную подвеску, обеспечивающую мягкое приземление и хорошую маневренность.
- Горный — предназначен для подъема и спуска по горам. Может иметь как два, так и один амортизатор. Хорошо подходит, для езды как по наклонной, так и по ровной местности. Чаще всего изготавливается из легкого материала, например, алюминия или стали. Подходит и любителям, и профессионалам.
- Туринговые — рассчитаны на длительные туристические поездки, поэтому должны выдерживать вес туристического груза, колеса должны быть рассчитаны на асфальт и бездорожье, а количество скоростей и тормозная система должны обеспечить комфортную езду как по равнине, так и по неровной плоскости холмов и гор. Рама таких внедорожников имеет специальные приспособления для установки дополнительных аксессуаров, например, корзины или багажника.
Вид внедорожного велосипеда | Устройство и особенности | Применение и работа |
---|---|---|
Хардтейл (Hardtail) | Жесткая задняя подвеска, амортизационная вилка спереди. Простая конструкция, легкий вес. | Трассы с умеренной сложностью, кросс-кантри, марафоны, прогулки по пересеченной местности. Эффективен на подъемах. |
Фулл-сэспеншен (Full Suspension) | Амортизационная вилка спереди и задняя подвеска. Обеспечивает высокую амортизацию и комфорт на сложных участках. Более сложная конструкция, больший вес. | Сложные трассы, даунхилл, эндуро, фрирайд. Поглощает удары и вибрации, обеспечивает лучшее сцепление с поверхностью. |
Ригид (Rigid) | Отсутствие амортизации как спереди, так и сзади. Простая и надежная конструкция, минимальный вес. | Асфальт, грунтовки, гладкие трассы. Требует хорошей физической подготовки. |
Фэтбайк (Fatbike) | Широкие покрышки большого диаметра (4-5 дюймов). Обеспечивает отличное сцепление на рыхлом снегу, песке и болотистой местности. | Снег, песок, болота, пляжи. Высокая проходимость. |
Гравийный велосипед (Gravel Bike) | Геометрия рамы, позволяющая комфортно ездить как по асфальту, так и по грунтовке. Обычно оснащается широкими покрышками с протектором. | Гравийные дороги, грунтовки, легкое бездорожье, велотуризм. Универсальность применения. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о внедорожных велосипедах:
-
Разнообразие типов: Внедорожные велосипеды делятся на несколько категорий, включая горные (MTB), кросс-кантри, даунхилл и трейл-байки. Каждый из этих типов имеет свои особенности конструкции, такие как амортизация, ширина покрышек и геометрия рамы, что позволяет адаптировать велосипед под конкретные условия и стиль катания.
-
Амортизация и управление: Современные внедорожные велосипеды часто оснащены системой подвески, которая может быть жесткой (hardtail) или полной (full suspension). Полная подвеска обеспечивает лучшую амортизацию и контроль на сложных маршрутах, что позволяет велосипедистам преодолевать препятствия и неровности с меньшими усилиями и риском травм.
-
Экологичность и здоровье: Внедорожные велосипеды не только способствуют активному отдыху и улучшению физической формы, но и являются экологически чистым транспортом. Они помогают уменьшить углеродный след, так как не требуют топлива и способствуют сохранению природных ландшафтов, когда используются ответственно и с уважением к окружающей среде.
Устройство
Внедорожные велосипеды обладают характерными конструктивными чертами — это прямой руль, который обеспечивает отличную управляемость, и высокий кареточный узел, что увеличивает дорожный просвет. Кроме того, они имеют большое количество спиц на колесах и шины с редким, цепким протектором, который может быть также шипованным. Система переключения скоростей включает не только основные передачи, но и пониженную скорость, предназначенную для подъема в гору. Обычно используются ободные или дисковые тормоза.
В зависимости от назначения внедорожные велосипеды могут различаться по конструкции и геометрии рамы, размеру колес, количеству спиц, а также системам амортизации и переключения скоростей.
Рама, система переключения скоростей и тормоза фэтбайков во многом схожи с горными велосипедами. Амортизационная система включает только переднюю вилку с возможностью движения. Колеса оснащены широкими покрышками размером от 3,5 до 5 дюймов, а обода имеют ширину от 65 до 100 мм. Для уменьшения веса в ободах делают множество отверстий. Давление в шинах может варьироваться от 0,2 до 2 атмосфер, а вес велосипедов составляет от 14 до 20 кг.
Фэтбайки могут иметь как оффсетную, так и безоффсетную конфигурацию. Оффсетная конструкция подразумевает смещение втулки относительно колеса и центральной оси всего велосипеда. Это позволяет использовать стандартные планетарные втулки и втулки с толстой резиной от горных велосипедов, которые устанавливаются на широкие обода. При этом трансмиссия сохраняет свою полную функциональность. Преимущества такой модификации заключаются в снижении себестоимости велосипеда за счет использования более доступных втулок и возможности взаимозаменяемости переднего и заднего колеса при одинаковом оффсете. Безоффсетная модификация, в свою очередь, позволяет устанавливать узкие летние шины и использовать обода различной ширины.
Двухподвесные внедорожные велосипеды отличаются усиленной амортизацией обоих колес. Рабочий ход в таких внедорожниках составляет от 160 до 200 мм. Задние амортизаторы могут иметь подстраиваемый ход, обеспечивающий необходимый эффект на разной местности. Для таких велосипедов обычно используется система переключения скоростей на 8-10 вариаций. Педали могут иметь специальные зацепы для фиксации ног. Расположение седла обеспечивает наклон корпуса для избежания травм спины и позвоночника во время езды по неровной поверхности.
Горный велосипед имеет переднюю вилку с рабочим ходом 80-100 мм. Система переключения скоростей обеспечивает до 30 передач. Педали используются широкие, как правило, алюминиевые и шипованные.
Туринговые велосипеды отличает более длинная рама, наличие отверстий для корзины и соединительной планки на задний багажник. Колеса должны выдерживать большой вес и разные дорожные покрытия, поэтому имеют диаметр от 26 до 28 дюймов. Имеют широкий набор скоростей до 20 передач для удобства на подъемах и спусках. Такие внедорожные велосипеды имеют больше всего спиц — 36.
Работа
Фэтбайк обладает отличной проходимостью по сложным мягким покрытиям, таким как снег, песок, грязь и трава. Это достигается благодаря низкому давлению в шинах и их ширине, которая значительно превышает таковую у обычных велосипедов. Однако передвижение на фэтбайке по крутым склонам и каменистым участкам может быть затруднительным. Это связано с тем, что конструкция велосипеда создает большую нагрузку, в 2-3 раза превышающую таковую у горного велосипеда.
Горные и двухподвесные велосипеды оснащены пониженными передачами, что упрощает подъем в гору. Ключевым аспектом их работы является наличие эффективной амортизации. Чем сложнее условия трассы, тем более подвижной должна быть подвеска.
Туристические (туринговые) велосипеды имеют мощную амортизационную систему и трансмиссию, схожую с шоссейной. Передние звезды имеют размер 48Т, что делает их более маневренными на горных маршрутах при низких скоростях, а на асфальте они обеспечивают оптимальную скорость для поездок.
Горный велосипед можно использовать и в качестве туристического. Он обладает внушительным весом, что позволяет ему выдерживать значительные нагрузки. Кроме того, у него хорошая тормозная система, достаточная амортизация и широкий диапазон скоростей, что позволяет преодолевать различные дорожные покрытия и уклоны.
Для экстремальных видов велоспорта, таких как скоростной спуск, фрирайд или кросс-кантри, лучше всего подойдет двухподвесный велосипед. Как уже упоминалось, для сложных трасс необходима максимальная амортизация, что требует наличия как переднего, так и заднего амортизатора.
Фэтбайк не рекомендуется для передвижения по гористой местности с большими камнями и значительными перепадами высот. В то время как на горном велосипеде будет сложно передвигаться по песку или снегу.
Езда на велосипеде способствует укреплению большинства мышечных групп, а также тренирует сердечно-сосудистую систему и выносливость. Для тех, кто ведет активный образ жизни, горный велосипед станет отличным выбором, так как на нем можно кататься как по пересеченной местности, так и по асфальтированным дорогам.
Для тренировки мышц и общего состояния организма рекомендуется совершать поездки продолжительностью от 45 до 90 минут в зависимости от уровня подготовки. Частота тренировок должна составлять 3-5 раз в неделю.
Новичкам стоит начинать с 30-40 минут 2-3 раза в неделю, выбирая низкий или средний темп. Через пару месяцев можно увеличить продолжительность до 60 минут 3-4 раза в неделю.
Наилучшие результаты можно достичь, чередуя темп и продолжительность тренировок. Например, одна тренировка может проходить в среднем темпе в течение 60 минут, следующая — в более высоком темпе на 45-60 минут, а третья — в среднем или низком темпе на 60-90 минут. Такой подход способствует лучшему развитию мышц и выносливости.
При выборе внедорожных велосипедов фэтбайки подходят исключительно для передвижения по рыхлым покрытиям. Они достаточно тяжелые, поэтому для многих важен их вес. Также стоит определиться между оффсетной и безоффсетной модификацией. Первый вариант подойдет тем, кто хочет сэкономить и планирует ездить в экстремальных условиях, где важна взаимозаменяемость колес. Второй вариант будет интересен тем, кто готов заплатить больше за простоту эксплуатации.
Не забудьте, что существуют также складные фэтбайки.
При выборе двухподвесных и горных велосипедов важно обращать внимание на качество деталей и механизмов, так как они будут использоваться в сложных условиях. Важным критерием выбора является материал рамы: сталь, алюминий, титан или карбон. Сталь — самый доступный материал, но она тяжелее и не всегда подходит для горных велосипедов, хотя может быть хорошим вариантом для двухподвесных.
Алюминий более легкий и прочный, но хуже гасит удары. Титан и карбон идеально сочетают в себе преимущества стали и алюминия, но велосипеды из этих материалов стоят дорого и чаще всего покупаются профессионалами.
Также при выборе велосипеда учитывайте, что при стоянии расстояние от паха до верхней трубы должно составлять не менее 8-10 см, чтобы избежать травм. Седло должно иметь возможность регулировки высоты, а при необходимости его можно заменить.
Для новичков, которые планируют кататься по пересеченной местности, рекомендуются горные велосипеды без заднего амортизатора с пружинно-масляной передней вилкой. Также стоит выбирать модели с дисковыми тормозами, так как они проще в настройке. Уровень переключателей должен быть не ниже Shimano Acera.
Внедорожные велосипеды позволяют преодолевать сложные покрытия, которые недоступны для других типов. Они адаптированы к различным условиям и оснащены необходимыми элементами для облегчения прохождения трасс.
Однако из-за сложного технического оснащения внедорожные велосипеды являются более дорогими по сравнению с городскими и большинством шоссейных моделей. Кроме того, качественные модели, способные выдержать несколько сезонов, находятся в средней ценовой категории, а бюджетные варианты не всегда соответствуют требованиям этого типа велосипедов.
- Спортивные велосипеды. Виды и устройство. Упражнения и как выбрать
- Велотренажер. Виды и устройство. Работа и применение. Как выбрать
- Эллиптический тренажер. Виды и устройство. Применение и упражнения
- Обычные велосипеды. Виды и устройство. Работа и тренировки. Как выбрать
- Самокат. Виды и устройство. Работа и применение. Как выбрать. Особенности
- Спин байк (сайкл). Виды и применение. Плюсы и минусы. Особенности
Вопрос-ответ
Что такое внедорожный велосипед?
Цель езды: для сравнения, горные велосипеды выпускаются в универсальных версиях: от хардтейла и кросс-кантри до фрирайда. Они более прочные и точные, чем стандартные шоссейные велосипеды. Поэтому они созданы для бездорожья, поскольку некоторые из них обеспечивают устойчивость и эргономичное управление.
Какой тип велосипеда предназначен для бездорожья?
Горные велосипеды (MTB). Это самые популярные модели для бездорожья. На них можно ездить по горам, лесам и грунтовым дорогам. Могут быть двух типов: хардтейлы (с передней амортизацией) и двухподвесы — с амортизацией на обоих колесах. Выбор зависит от цели и условий катания.
Как называются дорожные велосипеды?
Городские велосипеды, также часто называемые дорожными или ситибайками, как несложно понять из названия, наиболее полно адаптированы к условиям уличного трафика. Это утилитарные модели с неспортивным характером, предназначенные для прогулок по улицам и паркам, а также для повседневной езды.
Советы
СОВЕТ №1
Перед покупкой внедорожного велосипеда обязательно определите, для каких условий и маршрутов вы планируете его использовать. Разные модели предназначены для различных типов местности, таких как горные тропы, лесные дороги или сложные скалистые участки. Это поможет вам выбрать наиболее подходящий вариант.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на материалы рамы и компонентов велосипеда. Алюминий и карбон легкие и прочные, но могут быть дороже. Стальные рамы более устойчивы к повреждениям, но тяжелее. Выбор материала зависит от вашего бюджета и предпочтений в весе и прочности.
СОВЕТ №3
Не забывайте про правильную настройку подвески. Внедорожные велосипеды часто оснащены амортизацией, которая помогает смягчить удары на неровной местности. Настройте жесткость и ход подвески в зависимости от вашего веса и стиля катания для максимального комфорта и контроля.
СОВЕТ №4
Регулярно проверяйте состояние шин и тормозов. Внедорожные условия могут быстро изнашивать компоненты велосипеда. Убедитесь, что шины имеют достаточный протектор для сцепления с дорогой, а тормоза работают эффективно, чтобы обеспечить вашу безопасность во время поездок.